Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

gagarin

Выстрел в ногу

Конвенция о сокращении безгражданства

Принята 30 августа 1961 года

Договаривающиеся Государства,

действуя во исполнение резолюции 896 (IX), принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 4 декабря 1954 г.,

признавая желательным сокращение безгражданства международным соглашением,

согласились о нижеследующем:

Статья 8
1. Никакое Договаривающееся Государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом.


Да, но:

2. Несмотря на постановления пункта 1 настоящей статьи, любое лицо может быть лишено гражданства любого Договаривающегося Государства:

b) если гражданство было приобретено в результате сообщения ложных сведений или в результате обмана.


Так, да не так. Если бы не ст.8 п.1, казус был бы внутренним делом Украины, а апатриду М.Саакашвили можно было бы издевательски посоветовать (по методу старших не-братьев) "подавать в Басма Печерский суд". Но Благодаря наличию статьи 8.1, ЛЮБАЯ страна - подписант Конвенции имеет право получить от Украины дипломатические разъяснения о (возможном) нарушении ею международно-правовых обязательств.

Что-то мне кажется, те, кто придумал этот "мудрый" ход, еще проклянут этот день.

ЗЫ. Вообще дело Украины несомненно правое, потому что вот такие бездарные правители стреляют в ноги, стреляют - а она все движется вперед, хоть и хромает.

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2576494.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
Mak

Польский генерал-антисемит и евреи, расстрелянные в Катыни

В дискуссии на тему "восточноевропейского коллаборационизма" остался неосвещенным один момент: тождественны ли коллаборационизм и антисемитизм? Как минимум применительно к Польше это непростой вопрос, а история, связанная с ним, достойна отдельного рассказа.

Сразу скажу, что подтвердить ее ссылкой я не смогу - книгу я держал в руках году так в 1980-м, не помню даже точного названия. Это был некий (изданный изначально в Польше, а где - в СССР или ПНР был издан перевод - я не помню) сборник материалов о "преступлениях гитлеровцев против польских евреев". Так вот, там была глава "Преступления против евреев - польских военнослужащих".

В первой части этой главы рассказывалось о технологии уничтожения евреев-солдат (военнопленных): их "освободили" из лагерей (вызвав приступ острой зависти у товарищей-неевреев) "для следования к месту жительства", т.е. во вновь образуемые гетто. Большинство до гетто не доехали, так как гестапо в последнюю очередь хотело пополнять гетто дисциплинированными, подготовленными воинами, да еще и способными вызвать симпатии нееврейского населения - их арестовывали сразу по выходе из шталагов и отправляли в первые концлагеря "для гражданских".

Иначе повернулась судьба евреев-офицеров (с этого места внимательнее, плиз). Так как Польша и Германия были связаны Женевской конвенцией, и поименный список пленных офицеров имелся у Швейцарского Красного Креста, нацисты не решились на прямую расправу и пошли обходным путем: все евреи-офицеры были сосредоточены в одном специальном офлаге, его старостой был назначен известный польский генерал-антисемит (и такие же заместители-офицеры), в надежде, что антисемиты сами уморят этих евреев. Генерал, однако, оказался верен офицерской чести и польскому патриотизму и не оправдал надежд гитлеровцев; в результате (тут я цитирую близко к тексту - эта фраза врезалась мне в память) "ни один польский офицер-еврей не погиб в немецком плену при неизвестных или компрометирующих обстоятельствах".

Иной, как мы знаем, оказалась судьба евреев-офицеров в советском плену - из них, напротив, не выжил ни один.

ЗЫ Оцените вот какой факт: книга была издана в "народной" Польше в лохмато-застойные годы, когда Партия и Правительство официально (хотя и без всякой охоты и усердия) соглашались с советской версией Катыни (что это, дескать, немцы). Фраза "ни один офицер" является настолько откровенным указанием на истину о Катыни, какую только могли позволить себе польские историки при коммунистической власти...

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2576210.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
Mak

Не ведитесь. Это оружие врага

О национализме и цене национальной независимости бай Кэтрин-Кинн

Я писала об этом уже не раз - о том, что современные националисты бывших советских республик берут себе в герои людей, которые считали приемлемой ценой за независимость истребление соседей не той национальности. И мой диалог с националистами обычно заканчивался на простом вопросе: "До ВМВ на территории вашей страны жили евреи. Куда они делись?" По счастью, националисты, с которыми я в принципе вступаю в диалог, люди честные, и на этом они прекращали свои речи.

И в самом деле. "До ВМВ на территории вашей страны [СССР], [в том числе оккупированных областях РФ] жили евреи. Куда они делись?" Почему-то никто не спросит Русскую Радистку так; ну и вопрос - не-националисты - насколько они честны? Настолько же? Умолкнут?

Этот зачин не случаен; так называемые не-националисты (не называть же их "интернационалистами", это слово, кажется, означает людей, которые на нашей памяти убили 2 миллиона человек в 12-миллионной стране, они ПОКА не заслужили) - так вот, не-националисты используют тему Холокоста в Восточной Европе как дубинку. А плевок в лицо - как способ завязать вежливую беседу.

"Куда делись евреи" - ответ известен, их убили немецкие нацисты (даже ответ "немцы" будет не вполне честным); но есть важная деталь: невиданный в остальной Европе масштаб коллаборации населения СССР. Всюду в оккупированных районах (и тут нет никакой разницы между Литвой, о которой дальше пишет Кинн, Белоруссией или областях РСФСР) картина была одинаковой: ничтожное меньшинство Праведников, спасавших евреев, заметно большее количество коллаборантов (полицейских и палачей), еще большее количество мародеров (как те одесситы, которые в 1947 году требовали от обкома не допустить возвращения выживших родственников евреев в их бывшие квартиры), и основная масса - равнодушных.

Еще раз, не было никакой разницы в масштабе коллаборации в Холокосте (и 100-процентным "успехом" в итоге) между Литвой, Львовщиной и Псковской или Ленинградской областями. То есть, фактор национализма не сыграл вообще никакой роли в геноцидной мобилизации, в отличие от ненависти к советской власти и ошибочного отождествления советской власти с евреями (стоит отметить исследования, которые показывают реальный масштаб вовлечения еврейского населения Прибалтики и бывшей Восточной Польши в репрессии советской власти ми особенно их пропаганду; это, вероятно, даже правда, но как показывает сравнение с Белоруссией или длительно оккупированными областями РСФСР - антисоветский антисемитизм был константой по всей территории СССР).

Иначе говоря, госпожа Кинн, евреев убили нацисты при поддержке и равнодушии большой части наших с Вами предков - СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ (причем нельзя найти существенной разницы, кроме самого факта и продолжительности оккупации данной республики или области). Не "националисты", а антисоветские советские люди - прошедшие многолетние уроки ничтожности цены человеческой жизни и приемлемости расправ по национальному принципу. Но, повторяю, те, кому даже не преподавали экстремальные уроки Голодомора и террора 1939-1940 гг. - оказались ничуть не менее способными учениками.

Ну вот, теперь о тексте выступления Руты Ванагайте, на котором построена основная часть поста Кинн. Collapse )

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2575950.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
gagarin

«Весь ваш правящий класс считает себя наследником советской системы»

«Весь ваш правящий класс считает себя наследником советской системы»
Интервью Энн Эпплбаум, получившей Пулитцеровскую премию за книгу о ГУЛАГе
Meduza11:13, 29 июля 2017



Книга Энн Эпплбаум об истории ГУЛАГа вышла в 2003 году и стала одной из самых известных в мире работ о сталинских репрессиях — а также была награждена Пулитцеровской премией. Работать над книгой в только что рассекреченных советских архивах американская журналистка начала еще в 1990-х. По ее словам, открытие архивов НКВД способствовало переоценке отношения к сталинским репрессиям на Западе: с появлением документов зарубежным исследователям впервые стал очевиден масштаб происходившего в советских лагерях. Русский перевод книги Эпплбаум вышел в 2006-м под названием «ГУЛАГ: паутина Большого террора». Для русскоязычного читателя эта книга интересна еще и тем, что позволяет взглянуть на сталинские репрессии, к которым у всех в стране есть личное отношение, глазами отстраненного наблюдателя. К 80-й годовщине начала Большого террора журналист «Медузы» Константин Бенюмов поговорил с Энн Эпплбаум о том, как воспринимаются события 1937-38 годов на Западе — и как отношение к ним изменилось за последнее десятилетие.
— В России события 1936–1938 годов принято называть «Большим террором», а на Западе чаще можно встретить словосочетание «Большая чистка». Как бы вы это объяснили, и какой вариант кажется вам более правильным?

— Честно говоря, я никогда об этом не задумывалась. Самую известную книгу об этих событиях написал [британский советолог] Роберт Конквест, и она как раз называлась «Большой террор». У нас говорят и так, и так — но я не уверена, что многие делают специальное различие. Мне даже кажется, что «террор» употребляется чаще. В английском слово «purge» имеет более личные коннотации: «чистка» — это процесс избавления от конкретных людей. А террор — понятие, наоборот, очень широкое.

— В русском языке и особенно в контексте сталинских репрессий слово «чистка» означает в первую очередь чистку партийных рядов, то есть такое название говорит о том, что репрессии в первую очередь были направлены против соратников Сталина, а не против населения.

— Это тоже правда, террор, в отличие от чисток, может быть направлен против всего общества в целом. И да, в таком случае я с вами соглашусь, различие есть. Сейчас все немного поменялось, но, безусловно, в те годы на Западе самыми известными жертвами сталинских репрессий были именно советские партийные руководители — Бухарин и прочие. Об этом знали больше всего, именно эта информация — о показательных процессах над коммунистами — достигала Запада в наиболее полном объеме. Об остальных аспектах сталинского террора знали значительно меньше.

— А какая вообще информация о событиях в СССР в 1930-х годов достигала Запада?Collapse )

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2575722.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
gagarin

Однокашники отца по Артиллеристской школе

А вот Слава (Ярослав Лазаревич) Раппопорт поехал не в Тюратам (для которого не вышел носом и цветом волос), а в Заполярье. Оно и к лучшему, Тюратам тех лет был буквально пропитан гептилом. В основном от него мерли, конечно, казахи в степи, но и в городе был не санаторий.

"Тюратам" - писали в приказах о распределении; в почтовых адресах и штампах о прописке в паспорте писали "город Ленинск", а дикторы говорили торжественное "Байконур". Все это было одно и то же место. Отец формой носа вышел, но тоже в Тюратам не попал, и слава богу, мама уже была беременна мной, не факт, что я появился бы на свет. Но это отдельная история, может и вообще не для рассказа, или под замком.

Ну вот, а Слава поехал служить на заполярный ракетный полигон. Там с гептилом было получше, только делать было нечего, и он с тоски читал все подряд, что приносил почтальон.

А в то время в партии поднимала голову т.н. "русская фракция", об которую вскоре сломал зубы замзав идеологического отдела ЦК А.Н.Яковлев (да, да, тот самый, будущий член Политбюро при Горбачеве, ненавидимый когда-то совкодрочерами сильнее, чем сам Горбачев). Но тогда карьера идеолога резко оборвалась, его изгнали из цековского рая... - я не шучу, жизнь этой части насельников Старой площади, дом 2 была подобна райской - магазин с 15-ю сортами колбас и 20-ю сыра, билеты в любой театр, в том числе на гастроли зарубежных звезд, на Московский кинофестиваль, да, собственно, летом можно было просто сесть в самолет Аэрофлота и полететь отдыхать даже не в Крым, с цековский санаторий, а на заграничный курорт... стоп, завираться не надо, не на любой заграничный, не в Испанию и не в Турцию. В Болгарию. В любой месяц лета. То есть, имел уровень жизни примерно как у сегодняшнего московского учителя или киевского айтишника. Но его изгнали, и даже сослали, на север. В Канаду, послом, где он и просидел почти до Горбачева.

Я это к чему - погорел он на русофобской, т.е. направленной против русской фракции, огромной (на полосу) статье "Против антиисторизма", напечатанной в "Литгазете". Вся эта борьба протонациков и русофобов разворачивалась вот так - в изданиях второго ряда, ни в коем случае не выплескиваясь на страницы "Правды", "Коммуниста" или даже "Известий". Там не могло быть никаких фракций, только согласованная единая точка зрения Неизвестных Отцов (очень медленно дрейфовавшая в сторону "русской фракции" и чуть быстрее - сталинизма, которые слились уже тогда). Так вот, одним из органов "русских" был журнал "Коммунист Вооруженных Сил"; более или менее в каждом номере было что-то против засилья жыдов, чурок и хахлов (в таком порядке) - разумеется, между строк, так что современный читатель просто не поймет намеков. Слава понимал, скрежетал зубами - но это было так аккуратно зарыто, что нельзя было даже процитировать (они все-таки тоже побаивались).

Но вот грянул юбилей статьи Ленина "К вопросу о национальностях или об автономизации" (то есть, это 1972 год, как раз только что выперли Яковлева). Русская фракция торжествовала победу и решила закрепить ее по такому знаковому поводу - дело в том, что эта статья Ленина была "Библией" партийных русофобов. В ней Ленин противопоставляет друг другу "местный" НАЦИОНАЛИЗМ и имперский ШОВИНИЗМ, он же РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ, и задается вопросом, кто из них опаснее для федерального коммунистического государства? Ответ его совершенно однозначен - русский/имперский шовинизм, во-первых, политически (он вооружает против Москвы национальные чувства нерусских масс, которых добрая половина СССР, и препятствует привлечению на сторону коммунизма народов-соседей, вроде поляков или турок), а во-вторых, содержательно: национализм есть пережиток, остаток буржуазно-демократически-революционного движения, а русский шовинизм - это чистая, беспримесная, монархическая реакция, непримиримая ко всему левому.

Ну вот, номер КВС вышел с огромной передовой. В которой, без малейшего стеснения, было написано: товарищи, как же Ильич отвечает на этот вопрос? КОНЕЧНО ЖЕ, отвечает Ильич, ОПАСНЕЕ БУРЖУАЗНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ, направленный на развал ЕДИНОГО, ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, в то время как русский национализм - это просто излишнее усердие перестаравшихся товарищей. Та-даммм. Та-дамммм.

Ярослав Лазаревич, майор Раппопорт, взял в канцелярии пишмашинку у знакомой секретарши и отстучал вежливое письмо, дескать так вас и растак, завравшиеся суки, вот на странице такой-то Полного Собрания Сочинений Ленина, том такой-то, написано, а Вы вкладываете нашему гению прямо противоположную мысль, а вот тут вы не просто оборвали цитату, а и добавили после кавычек слова, изменившие ее смысл, это, сволочи, как понимать? Требую опровержения и разобраться, с глубоким уважением и партприветом, подпись - Раппопорт.

Ответа он не получил. И послал копию, заказным. Ответа не получил, и послал копию заказным, с уведомлением о вручении. Уведомление тоже заказным, кутить так кутить. Ответа не получил. И написал 18 жалоб, все заказными, с уведомлением о вручении (заказной карточкой), в ЦК, в отдел печати, в Совмин, в Президиум Верхсовета, Генпрокурору, в Главпур армии и флота - на нарушение порядка рассмотрения жалоб и писем трудящихся, и постановления ЦК и Совмина о советской печати. Тут реакция последовала - "майора Раппопорта к замполиту полигона полковнку Г-кову, бегом!"

... Когда полковник оторался, майор, встав по стойке смирно, произнес: товарищ полковник, прошу Вас указать мне уставные или партийные требования, на основании которых КОММУНИСТУ, офицеру ВООРУЖЕННЫХ СИЛ может быть ограничена переписка с редакцией журнала "Коммунист Вооруженных Сил". Прошу отдать это указание в письменном виде с занесением к книгу приказов, в противном случае следующая моя жалоба будет в партийные органы на неосновательные придирки к члену партии, во все партийные органы. "Можете быть свободны, тов. майор".

...Сначала на Славу обрушился поток просроченных уведомлений о вручении всех его писем и жалоб за пару месяцев. А еще через несколько дней пришло письмо из редакции КВС:

- Дорогой товарищ Раппопорт, благодарим Вас за интерес и дружескую критику нашей работы. Приносим извинения за несвоевременный ответ на Ваши обращения, дело в том, что член редколлегии, ответственный за прохождение этого материала, СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ ВСКОРЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВАШЕГО ПИСЬМА".

Слава живет сейчас в Мичигане и, несмотря на очень преклонный возраст, выходит на озеро на паруснике. Подозреваю, что пишет ехидные комменты в твиттер Трампу...

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2573300.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
gagarin

Мемориал Жаниса Липке [repost]

Оригинал http://xgrbml.livejournal.com/405260.html

Жанис Липке (1900-1987) — латвийский праведник мира, спасший более 50 евреев из Рижского гетто.

Жанис был рабочим в рижском порту. С 1934 года и до самой смерти он жил на Кипсале (остров на Даугаве рядом с центром Риги); сейчас Кипсала — дорогой и пижонский район, но в описываемое время там жило много простых работяг.

Жанис вовсе не был рыцарем без страха и упрека. Например, документально зафиксировано, что, работая в порту, он «подрабатывал» контрабандой. Надо думать, опыт с тайниками и рассовыванием взяток сильно помог ему в дальнейшем. Сведения о политических взглядах Липке противоречивы. В некоторых источниках говорится, что он помогал коммунистическим подпольщикам в период диктатуры Улманиса; в русской википедии сказано, что 18-летний Жанис успел побыть красным латышским стрелком и даже охранял Ленина, но уж это, скорей всего, полная ерунда: по-латышски про Липке пишут, что он попросту прошел действительную службу в армии независимой Латвии, и в это как-то верится больше. Какие-то симпатии к коммунистам, видимо, все же были (см. ниже)Э и с советской властью он вовсе не боролся, но функционером компартии он точно не был.

После немецкой оккупации Риги, последовавшей 1 июля 1941 года, Жанис начал работать на складах люфтваффе, находившихся рядом с гетто; евреев из гетто пригоняли на эти же склады на работу. В конце 1941 года Жанис начал, пользуясь этим, евреев из гетто вызволять — первым был его личный знакомый, затем очередь дошла и до совсем посторонних людей. Технология была следующей: перед возвращением рабочей команды в гетто двоих человек подменяли на друзей Жаниса, евреями не являвшихся (охранники в то время перекличек не устраивали, а пересчитывали «по головам»); через некоторое время подставные лица спокойно выходили с территории гетто, предъявляя охране законные с немецкой точки зрения документы.

Для выведенных из гетто евреев Липке сделал убежище во дворе своего дома, под дровяным сараем. Там скрывалось 10-12 человек; остальных Жанис переправлял на свой хутор в Курземе (и соседние хутора). У этой истории был счастливый конец: все те, кого Липке обманом вывел из гетто, благополучно дотянули до конца войны, ни одно из убежищ не было обнаружено.

Разумеется, Липке, при его несомненном героизме, не мог бы все вышеописанное сделать в одиночку: у него было пара десятков помощников. Ну и кроме того, приходилось «договариваться» с местными чиновниками: кого-то он подкупал, кого-то и вовсе подпаивал... Так или иначе, повторюсь, ничего не раскрылось и никто не донес.

У Жаниса Липке было трое детей, дочь и два сына. Дочь после советской оккупации и последующей аннексии Латвии вступила в комсомол и, видимо, заняла там высокое положение: по крайней мере, после нападения Германии на СССР ее эвакуировали вместе с правительством Латвийской ССР. В 1947 году она погибла при неясных обстоятельствах (не связанных с политикой). Старший из сыновей Жаниса, напротив, в 1944 году пошел (я не смог понять, до какой степени добровольно) во вспомогательные части немецкой армии (именно вермахта, а не латвийского легиона); после войны он эмигрировал, осел в Австралии. Родителей пустили съездить с ним повидаться дважды, один раз Жаниса, один раз его жену Иоганну, в разные годы. Младший сын в годы войны был подростком, активно помогал родителям с убежищем.

После войны Жаниса некоторое время тягали в госбезопасность (в основном проверяли, бескорыстно ли он укрывал евреев); убедившись, что золота и драгоценностей у него действительно нет, его оставили в покое. Никакой всесоюзной знаменитости-героя из Жаниса Липке не сделали: он до пенсии работал шофером. Спасенные им люди его не забывали, слали ему поздравительные открытки, а кто уехал — и посылки с вещами.

Звание праведника мира Жанису присвоили в 1966 году, диплом он смог получить только в 1977 (во время поездки в Австралию к сыну).

В Латвии у Липке потомков не осталось; сейчас в его доме на Кипсале живет вдова его младшего сына. На доме мемориальная доска, но посмотреть на нее можно только издали. А рядом с этим домом в 2012 году открыли музей. Он хороший, будете в Риге — рекомендую сходить.

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2570777.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
znak

Ром, плетка, содомия

В соо Роялти (это не которое про недвигу, а которое про некакающих принцесс) фоточка нового конюшего Британской Королевы:

Майор кавалерии Нана Коси Твумаси-Анкр

Дева восклицает (коммент в настоящий момент уже удален): конечно, все понятно, но как же жаль, что уходят в прошлое ТРАДИЦИИ! - на что ее спросили: какие именно традиции?

Тут хочется ответить словами (легендарными) Черчилля; когда ему было 34 года (!) и его назначили Первым Лордом Адмиралтейства (т.е. Военно-Морским министром), на аналогичную реплику адмиралов ("надеемся, сэр, вы будете уважать традиции флота") юный министр сказал:

- Традиции? А, знаю: ром, плетка, содомия.

Collapse )

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2569781.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
Mak

Тимоти Снайдер ИСТОРИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЕРМАНИИ ПЕРЕД УКРАИНОЙ

[Источник ФБ Сергея Иванова-Малявина]

(Опубликовано на украинском языке Zbruc.eu. https://zbruc.eu/node/68036 )
В Бундестаге ФРГ состоялось публичное обсуждение темы исторической ответственности Германии перед Украиной. Перед дискуссией с речью выступил известный историк Тимоти Снайдер. Предлагаем перевод его выступления.

Sehr geehrte Damen und Herren!

Глубокоуважаемые дамы и господа!

О’кей, я буду выступать на английском, потому что хочу быть уверен, что говорю на эту тему предельно точно. Известно интервью Анны Арендт, в котором её спросили: "Was bleibt?" [Что остаётся?] Она ответила: "Es bleibt die Muttersprache" [Остаётся родная речь]. Определённо эти последние шесть месяцев я испытывал подобные ощущения.

За всю свою жизнь я не говорил по-английски столько, сколько за последние шесть месяцев, поскольку многие темы, звучавшие у Анны Аренд, и многие вещи, которым, я думаю, научился из истории у русских, у украинцев, у поляков и у других, многие из этих уроков, многие из этих тем сейчас являются релевантными в отношении моей родины, Соединенных Штатов Америки. Поэтому, когда мы спрашиваем, в чём состоит историческая ответственность (или в чём историческая ответственность Германии), я хочу начать с этой точки зрения.

Хочу начать с универсальной точки зрения. Я обращаюсь к вам не как американец, который говорит: «Мы поняли наше прошлое, и поэтому в нашей стране всё хорошо». Скорее, наоборот: полагаю, что имея дело с нашим прошлым, для всех нас крайне важно – независимо от того, идёт ли всё хорошо или плохо, американцы мы, или немцы, или русские – быть осторожными с различными уязвимыми аспектами нашего прошлого; и прежде всего важно быть реалистами, быть чувствительными к тому, как наше неумение разобраться с нашим собственным национальным прошлым может иметь неожиданно огромные и прямо негативные последствия для настоящего и будущего.

Итак, когда мы спрашиваем, почему мы обязаны обсуждать историческую ответственность именно сейчас, когда Россия вторглась и оккупировала часть Украины, когда только начались переговоры по Брекзит, когда Европой катится целая серия выборов между популистами и другими, когда угроза конституционному строю Соединенных Штатов Америки исходит с территории Соединенных Штатов Америки, почему же именно в этот момент следует говорить об исторической ответственности, то мой ответ – именно по этим причинам и следует говорить об исторической ответственности.

Проблемы Европейского Союза, как и кризис демократии и верховенства права в США, связаны со многими вещами; одна из них – это как раз неспособность справиться с определенными аспектами истории. Итак, как я уже сказал, я не пришёл говорить с позиции, мол, мы, американцы, всё уже поняли. Наоборот.

Позвольте мне приступить к разговору о Германии, упоминая США. Почему мы сейчас имеем то правительство, которое имеем? В большой степени потому, что мы, американцы, не смогли принять на себя историческую ответственность за определённые важные эпизоды нашей собственной истории.
Почему в 2017 году в Соединенных Штатах мы имеем президента, который безответственно относится к расовым проблемам? Как мы можем иметь генерального прокурора, исповедующего идеи расового превосходства белых?

Потому что мы не смогли справиться с важнейшими вопросами нашего собственного прошлого, а не только с историей Второй мировой войны. С этой дистанции, возможно, не так понятно, насколько радикально нынешняя президентская администрация пересматривает американское отношение к Второй мировой войне, однако, когда наша внешняя политика именуется «Америка прежде всего», то мы имеем в виду изоляционистское, зачастую белое расистское движение, ставившее целью воспрепятствовать вступлению США в войну против фашизма.

Когда мы говорим о Холокосте, не упоминая, что Холокост касается евреев, когда пресс-секретарь президента заявляет, что Гитлер убивал исключительно свой собственный народ – то мы оказываемся в совершенно ином духовном и моральном мире, чем тот, в котором мы пребывали каких-то несколько месяцев тому назад.

Но и это не всё: мы также имеем администрацию президента, который вслух удивляется, почему мы воевали в гражданскую войну – почему, в конце концов, рабство в Америке могло быть причиной конфликта.

Я упоминаю об этом не только потому, что сейчас пользуюсь любым поводом, чтобы вовлечь себя во внутреннюю политику своей собственной страны, а скорее по той причине, что вопрос рабства (а вернее – вопрос о том, что такое колония, что такое империя) приводит нас прямо к тому, что я считаю белым пятном в немецкой исторической памяти.

Как всем вам известно, американская фронтирная империя была построена преимущественно рабским трудом. Однако мы не всегда помним, что именно такой моделью фронтирного колониализма – построенной рабским трудом фронтирной империей – восхищался Адольф Гитлер. Когда он заговаривал о США (это в основном было до войны), то говорил по меньшей мере с восхищением. Единственным вопросом для Гитлера было: что за раса будет ниже, кто будет рабами в Восточной империи Германии.Collapse )

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2568143.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable
gagarin

Разгадка про кораблики

Загадка тут: http://taki-net.dreamwidth.org/2566717.html
Collapse )

Забавно, что Сталин прокомментировал это словами "время идеологических войн закончилось, глупо вести войну против гитлеризма".

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2567525.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable