?

Log in

No account? Create an account

(анти)аэрофобии псто - За хлеб и вольность!

Aug. 3rd, 2016

05:38 pm - (анти)аэрофобии псто

Previous Entry Share Next Entry

Довелось на днях прочитать как объяснение аэрофобии, что хотя смертность при авиаперелетах ниже, чем... (ек было сказано при чем, но пусть будет при переездах автотранспортом; впрочем, возможно, имелось в виду жд сообщение), но на людей очень сильное впечатление производит то, что ЕСЛИ УЖ авария - то всем, верная смерть.

Я сначала посмеялся, а потом подумал, что при всей абсурдности этого утверждения, МНЕНИЯ пассажиров оно описывает верно. И мне захотелось кликнуть клич - а нельзя ли посчитать отдельно от смертности на пассижиро-километр - вероятность погибнуть в рейсе транспортного средства, закончившегося аварией?

К(ав) - назовем долю умерших от травм пассажиров рейсов, при которых транспортное средство претерпело аварию, то есть инцидент, по результатам которого движение по маршруту (выход в следующий рейс) невозможно. То есть, "жестянка" на авто или перебитая посуда на авиалайнере не считается, а разбитая левая фара (посадочная фара) считается.

К(ав+) - доля умерших от травм пассажиров рейсов, претерпевших СЕРЬЕЗНУЮ аварию, то есть такую, в ходе которой транспортное средство понесло урон более 10% стоимости ИЛИ хотя бы один пассажир госпитализирован.

К(кат) - доля погибших в КАТАСТРОФАХ, т.е. инцидентах, по итогам которых хотя бы один человек погиб или произошло полное конструктивное разрушение транспортного средства.

Я совершенно уверен, что все эти показатели (а каждый следующий больше предыдущего по логике) для автотранспорта, причем и личного, и общественного - больше, чем для авиации, но вот для жд транспорта не уверен. Но хорошо было бы набрать цифры. Я думаю, по авиации их добыть легко, а вот по авто или жд... Мне кажется, это могло бы быть хорошей дипломной (бакалаврской?) работой студента транспортного или экономического вуза.

Comments:

[User Picture]
From:konj_v_paljto
Date:August 3rd, 2016 03:10 pm (UTC)
(Link)
в моей картине мира ЖД примерно на порядок безопаснее АВИА, а автомобильный транспорт на несколько порядков отстаёт по безопасности от них обоих.
Впрочем, ссылок сейчас искать не готов,
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:August 3rd, 2016 03:19 pm (UTC)
(Link)
Про жд совершенно не уверен. Средний налет часов ЗА ГОД бортпроводника примерно равен наезду проводника поезда за жизнь, а вероятность за 20 лет получить травму у них близка к 1.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bgmt
Date:August 3rd, 2016 04:07 pm (UTC)
(Link)
Аэрофобия может объясняться и не этим. Мне недавно одна аэрофобка объясняла свои ощущения, и я обнаружил, что они очень похожи на мои - только у меня не приводят к страху. Это ощущение, что тебя засовывают как колбасный фарш в кишку и везут в этой кишке по небу. Это - у меня - неприятное ощущение. Я не люблю летать, а поезд, если удобный, люблю, особенно TGV. Но я совершенно не боюсь летать. И однако же, легко понимаю, как моё ощущение может у другого перейти в страх.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:naiwen
Date:August 3rd, 2016 04:50 pm (UTC)
(Link)
Некоторые люди просто боятся высоты. Я вот панически боюсь высоты, но - при открытых пространствах, а в самолете как раз нет.
Так же, как есть люди, которые боятся воды и которых укачивает на воде не из-за проблем с вестибулярным аппаратом, а из-за подсознательного иррационального страха.
Эконочическими вычислениями и статистическими выкладками иррациональные фобии не лечатся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:August 3rd, 2016 05:26 pm (UTC)
(Link)
Но, суда по тому, что в популярном посте аргумент "если уж авария, то кырдык" возражений не вызвал - это частое заблуждение.
(Reply) (Parent) (Thread)
From:gomberg
Date:August 4th, 2016 03:15 pm (UTC)
(Link)
Я именно боюсь высоты. И летать боюсь: но, пожалуй, меньше, чем стоять у закрытого окна на десятом этаже (нет на свете зверя, страшней балкона). Мне и на высокой ж/д платформе (даже в метро) неприятно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:yucca
Date:August 3rd, 2016 06:39 pm (UTC)
(Link)
Тут еще тот фактор, что в личном автомобиле многое, хоть и не все, зависит от тебя лично, а в самолете - ничего.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:August 3rd, 2016 06:55 pm (UTC)
(Link)
Ммммм.... именно поэтому смертность в личных атво настолько выше, чем в автобусах...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:yucca
Date:August 3rd, 2016 07:00 pm (UTC)
(Link)
Ну так я говорю про ощущения, а так конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
From:yaceya
Date:August 4th, 2016 06:21 am (UTC)
(Link)
Ну, на тему неконтролируемости и катастрофичности я ссылку на соответствующую литературу и оставил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:idelsong
Date:August 3rd, 2016 06:57 pm (UTC)
(Link)
Статистики не знаю, но по внутреннему водительскому опыту точно нет. Очень страшно выглядящие аварии с переворотом нередко заканчиваются total loss для машины, и при этом без царапины для седоков, если они пристегнуты.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:August 3rd, 2016 07:03 pm (UTC)
(Link)
Этот опыт очень разный в разных странах и зависит от распространенности пристегивания и карситов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aka_author
Date:August 3rd, 2016 07:49 pm (UTC)
(Link)
Вопрос в том, сколько во время полетов происходит таких инцидентов, которые в принципе могли бы привести к крушению, но не приводят, потому что срабатывают какие-то защитные механизмы, или команде удается с ними справиться. Может быть, их много, но пассажирам они просто не видны. Любой такой инцидент -- что-то вроде автомобиля, который перевернулся, но все выжили.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aka_author
Date:August 3rd, 2016 07:29 pm (UTC)
(Link)
На пассажиров производит сильное впечатление, что последние немногочисленные минуты или секунды жизни будут заняты ожиданием купания в горящем керосине. Эта картинка во всех отношениях ярче статистических выкладок. Другое дело, камаз со встречной полосы. Вот ты еще едешь, а вот ты уже с ангелами на небеси.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:tvguide_khv
Date:August 3rd, 2016 08:17 pm (UTC)
(Link)
в реальности -- потеря сознания после первого же кульбита самолета
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aka_author
Date:August 3rd, 2016 08:23 pm (UTC)
(Link)
А если на посадке метров с 50?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:tvguide_khv
Date:August 3rd, 2016 08:26 pm (UTC)
(Link)
скорость 200-300
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:tvguide_khv
Date:August 3rd, 2016 08:27 pm (UTC)
(Link)
все может быть... и горящими из самолетов выбегали

а немного в теме, ориентируюсь на средние цифры
мягко упорется при посдке - есть шанс убежать
вот только сегодня вроде все спаслсь у Эмиратов
(Reply) (Parent) (Thread)
From:yaceya
Date:August 4th, 2016 06:19 am (UTC)
(Link)
Тема о том что люди усиленно боятся "ужасных" сценариев (одним из факторов ужасности является катастрофичность, ещё одним неконтролируемость, так же большое количество жертв единоразово) уже несколько десятилетий в научной литературе весьма сильно представлена как минимум с 70х: взять того же Словича - всю жизнь публиковавшего на тему восприятия рисков, самая известная из его работ - Perception of risk (PMID 3563507) в которой сравнивается восприятие риска населением с общим выводом что люди имеют тенденцию к страху перед "ужасными" и "неизвестными" рисками (ядерная энергеия, соответственно, пугает куда больше чем курение хотя вреда от курения больше, а пользы меньше).
На тему доли серьезных аварий заканчивающихся смертью (или тяжелой травмой), по-моему в США публикуется статистика, но я очень давно не смотрел этот вопрос поэтому сходу не назову где именно эти данные лежат. Помню, кстати, что лет 10 назад люди недооценивали вероятность смерти в результате автоаварии. Но там скорее проблема в том что люди плохо воспринимают разницу между малыми процентами.
(Reply) (Thread)