?

Log in

No account? Create an account

Учитывая смену владельца РБК, пусть будет копия - За хлеб и вольность!

Jun. 7th, 2016

01:38 am - Учитывая смену владельца РБК, пусть будет копия

Previous Entry Share Next Entry

Сорвать Маска: в чем виноват хозяин Tesla Motors

Микаэл Горский,
основатель и генеральный директор издательской группы «Точка»

Большинство претензий скептиков к Илону Маску не основано на фактах

28 июня Илону Маску исполнится 45 лет, и ровно треть жизни его преследуют разговоры о том, что он показушник и пустышка. Нарратив про «неумелого Маска» пережил 100 тыс. выпущенных электромобилей, 30 успешных ракетных запусков, сотни тысяч инсталляций солнечных панелей SolarCity. Сейчас, когда Маска пригласили на Питерский форум, наша страна заготовила к встрече не только олдскульные хлеб и соль, но и щедрую дозу фейков, флуда и холивара. Вот основные пункты обвинения.

Гуманитарий Маск не причастен к техническим решениям в своих компаниях, его единственная роль — шоумен-рекламщик, пустой болтовней завлекающий покупателей.
Электромобили Tesla не являются выдающимся достижением, ибо построены на давным-давно известных технологиях и китайских запчастях, пробег их недостаточен для использования, а экологический эффект отрицательный.
Компания Tesla — крайне невыгодная инвестиция, компания убыточна и живет исключительно на субсидии правительства.
Настенные батареи PowerWall — обман клиентов, бесполезная вещь.
Многоразовые полеты SpaceX — фикция и никому не нужны.
Единственной причиной существования и успеха космической компании SpaceX является ее непрозрачная связь и «неслучайная» поддержка со стороны NASA.
Проект скоростного транспорта Hyperloop не содержит новых идей и обогатит Маска, не принося пользы людям.

Разберемся по пунктам.

Маск — гуманитарий-рекламщик, не имеет отношения к техническим решениям

Трудно быть дальше от истины. Маск с десяти лет программирует, в 12 лет первый раз продал написанную им программу. В 23 года получил степень бакалавра по физике в Университете Пенсильвании и был принят в Стэнфорд на программу Ph.D. по физике. В качестве предмета изучения в Стэнфорде Маск выбрал конденсаторы высокой плотности энергии. Пост генерального директора (Chief Executive Officer) в SpaceX он совмещает с постом главного инженера (Chief Technical Officer), лично утверждая все технические решения.

В электромобилях Tesla нет ничего уникального, а наносимый ими экологический вред выше, чем от бензиновых автомобилей

К концу 2015 года было продано 107 228 автомобилей Tesla Model S. Эти машины не стоят в гаражах, они активно ездят по дорогам — уже в середине 2015 года суммарный пробег Tesla Model S превысил 1,6 млрд км. Автомобиль недешевый — в максимальной комплектации его цена превышает €125 тыс. Но в этой категории она смогла опередить в странах Западной Европы Mercedes S-класса по числу проданных автомобилей за 2015 год. Это и стало главным прорывом Илона Маска в решении задачи пересадки землян на экологичный транспорт — то, что электромобили впервые стали сверхпопулярны. Анализ материалов о Tesla Motors позволяет выделить пять групп уникальных технологических решений: 1) постоянно обновляемое, полностью программное и интегрированное управление двигателем, подвеской и всеми системами автомобиля; 2) автопилот, позволяющий водителю не участвовать в управлении автомобилем большую часть маршрута; 3) система предотвращения воспламенения батарейного блока, сочетающая программный код, управление температурным режимом и химические реагенты; 4) «тележка» Model S, в которую интегрирован батарейный блок, обеспечивающая за счет этого превосходную устойчивость автомобиля; 5) задние двери автомобиля Model X, являющие собой усложненный вариант «ласточкиного крыла» — конструкции, которая из-за своей сложности не применяется ни в одном из серийно выпускаемых сейчас автомобилей.

«Экологический урон», наносимый электромобилями окружающей среде, критики Маска оценивают так: а) предположим, что электричество, используемое для зарядки Tesla, получено от угольной ТЭС; б) сравним выбросы этой ТЭС с выхлопом лучших, самых экологичных гибридных автомобилей, таких как Toyota Prius, и получим удивительный результат: Prius «чище» Tesla. Конечно, это глупость. Давно уже угольные станции перестали быть единственным источником электричества. В Германии, например, до 70% электроэнергии получают из неуглеродных источников. Да и Toyota Prius трудно рассматривать как полноценный аналог Tesla Model S 90D. Тут надо, скорее, с Porsche Panamera TurboS сравнивать, а у этой машины уровень CO2 в выхлопе, мягко говоря, очень высокий.

Tesla Motors — хронически убыточный «кошмар инвестора», «нахлебник бюджета»

И это заявление неверно. Tesla Motors — компания публичная, поэтому ее финансовые отчеты общедоступны. Доход от операционной деятельности компании (выручка минус расходы, которые надо было понести для получения этой выручки) составил $456 млн в 2013 году, $881 млн в 2014-м и $923 млн в 2015 году. Конечно же, компания ведет большой объем исследовательских работ (на $232 млн в 2013 году, $495 млн в 2014-м и $776 млн в 2015 году), несет и иные расходы, но все равно EBITDA компании в 2013–2014 годах была положительной: $44 млн и $11 млн соответственно. Однако планы Маска по строительству Gigafactory — уникального по размеру завода по производству аккумуляторных батарей — требуют больших капитальных расходов. Их-то мы и видим в 2015 году — на общую сумму $1,6 млрд. И EBITDA у компании в 2015 году действительно составила крупную отрицательную величину.

Но инвесторы компании счастливы: сегодня акции Tesla Motors стоят $220, что в 11 раз больше, чем при IPO ($20). Получение Tesla Motors правительственной поддержки неудивительно, ведь субсидии и налоговые льготы — это типичный инструмент государственного стимулирования проектов, направленных на снижение выбросов углекислого газа и переход на возобновляемые источники энергии. Tesla Motors — в числе получателей и субсидий, и льгот. Субсидия была предоставлена в 2009 году в виде льготного займа на $465 млн, а налоговые льготы компания получала и в 2014-м, и в 2015 году. Однако важно знать, что полученный в 2009 году кредит компания полностью вернула уже в 2013 году, а размер налоговых льгот, полученных за два года, хоть и велик в абсолютном выражении — $93 млн, но незначителен относительно оборота компании (суммарный оборот за 2014–2015 годы составил $7 млрд).

PowerWall — обман клиентов, бесполезная вещь

Официальной информации о домашней аккумуляторной батарее PowerWall на русском языке нет (Tesla Motors не работает на российском рынке). Наверное, поэтому можно самим придумывать «обманные обещания пользователям», а потом убедительно и с наслаждением их опровергать. Так что же на самом деле обещано пользователям PowerWall? Три простые вещи: 1) если ваш дом оборудован солнечными панелями, то вы можете запасать вырабатываемую днем солнечную энергию для ночного потребления; 2) если вы живете в удаленных районах без стабильного подключения к электросети, то сможете копить электричество; 3) вы можете накапливать электроэнергию, получаемую по низким ночным тарифам, и расходовать ее днем, вместо того чтобы покупать по высоким дневным тарифам. И все три обещания PowerWall реализует на 100%. А то, что выработка и хранение солнечной энергии пока обходятся едва ли не в два раза дороже, чем покупка энергии, выработанной традиционным методом, невозможно отнести на счет злонамеренного Маска. Тем более что соотношение цены «солнечного» киловатта и цены «углеводородного» киловатта в некоторых странах не такое драматическое: на Гавайях, в Австралии и Германии уже сегодня выгоднее самостоятельно обеспечивать себя солнечной энергией, чем покупать электричество в сети.

Многоразовые полеты SpaceX — фикция и никому не нужны

Смешно приписывать Маску идею многоразовых космических ракет. Американский «шаттл» начал разрабатываться в конце 1960-х годов и даже совершил несколько полетов. Однако эффективного, экономичного решения задачи многоразовых полетов в космос до сих пор не существует. Каждый полет «шаттла» обходился в $1 млрд, а задача восстановления его для следующего запуска требовала работы 10 тыс. человек в течение девяти месяцев. Задача адаптации основной ракеты SpaceX — Falcon 9 — к многоразовому использованию была поставлена Маском изначально. Целью такого решения является радикальное снижение стоимости выведения груза на околоземную орбиту.

Рынок космических запусков непрозрачен и непубличен, но широко обсуждается профессионалами и фанатами. Из этих обсуждений известно, что типичный запуск «обычного» Falcon 9 обходится в $70 млн, запуск «Великого похода 3Б» стоит $85 млн, «Протон» взлетает за $100 млн, Delta 4 от United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin) — $120 млн, Ariane 5 от Arianespace — €180 млн. Илон Маск ставит цель добиться снижения стоимости запусков на порядок, до $7–8 млн за полет Falcon 9 Reusable. Ни Маск, ни его инженерная команда не объявляют эту задачу решенной и даже достижимой в самое ближайшее время. Крайне сложно найти баланс между эффективностью ракеты и скоростью/стоимостью ее восстановления после возвращения на Землю.

Единственной причиной существования и успеха космической компании SpaceX является ее непрозрачная связь и «неслучайная» поддержка со стороны NASA и DARPA

Частные космические компании существовали в США задолго до появления SpaceX. Кроме того, SpaceX — далеко не единственная частная космическая компания с инвестором-знаменитостью. Даже сформирован «клуб» компаний, куда инвестировали известные миллиардеры: Stratolaunch Systems (Пол Аллен), Planetary Resources (Ларри Пейдж, Эрик Шмидт), Blue Origin (Джефф Безос), Virgin Galactic (Ричард Бренсон), SpaceX и Bigelow Aerospace (Роберт Бигелоу).

На фоне общего космического бюджета США те суммы, которые получает SpaceX, участвуя в запусках для NASA, выглядят не такими уж и огромными. Но и эти суммы никогда не достаются единственной компании. В 2008 году транспортный контракт на сумму $3,6 млрд по доставке грузов на МКС был разделен NASA между двумя компаниями: SpaceX и Orbital ATK Inc. Транспортный контракт был подписан на семь лет, и в конце 2015 года NASA начало отбор кандидатов на заключение нового семилетнего контракта, снова на $3,6 млрд. В списке претендентов на заключение контракта было четыре компании: Boeing, Orbital ATK Inc., Sierra Nevada Corp. и SpaceX. Контракт в итоге был подписан с последними тремя, между которыми и будут распределены запуски (шесть запусков всего, по два на каждую из компаний).

В отсутствие серьезного платежеспособного спроса на космические запуски со стороны бизнеса единственным «покупателем» у SpaceX является правительство. В такой же ситуации находятся все частные космические компании. При этом у SpaceX едва ли не самый большой исследовательский бюджет в индустрии, что опять же неудивительно, если учесть число параллельно решаемых задач: введение в эксплуатацию возвращаемой ракеты и сверхтяжелой ракеты, доработка пассажирского модуля. В 2013 году Маск оценивал годовой бюджет расходов SpaceX в $800–900 млн в год. На фоне цифр такого масштаба и с категорическим нежеланием компании привлекать финансирование на фондовом рынке стратегия активного вовлечения в проекты NASA выглядит единственно возможной.

Проект скоростного транспорта Hyperloop не содержит новых идей и обогатит Маска, не принося пользы людям

Как и многие, Илон Маск работает одновременно на двух работах. И офисы компаний, в которых он трудится, находятся далеко друг от друга. Эта ситуация некомфортна и тогда, когда офисы находятся в противоположных концах одной линии метро, и уж совсем невыносима, когда один офис (Tesla Motors) — в Пало-Альто, а второй (SpaceX) — в Лос-Анджелесе и разделяет их час полета или восемь часов езды на машине. Летать на самолете недешево, ездить на автомобиле небыстро, поэтому Маск крайне заинтересован в том, чтобы Лос-Анджелес и Сан-Франциско были соединены скоростной транспортной линией. Правительство штата Калифорния тоже заинтересовано в этом и подготовило проект строительства высокоскоростного поезда California High-Speed Rail (кодовое название Bullet Train) за $68 млрд и 15 лет. Маск подумал, что задача может быть решена гораздо быстрее и дешевле, и поручил своим инженерам подготовить концепцию сверхбыстрого поезда на магнитной подвеске, перемещающегося в вакууме. Инженеры исполнили эту задачу, и в августе 2013 года на свет появилась такая концепция, которая сразу же стала общедоступной. Ни Илон Маск, ни одна из его компаний не имеют отношения к реализации концепции.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/opinions/business/06/06/2016/575557309a7947fa0db54a5f

Comments:

[User Picture]
From:yuggoth_fungus
Date:June 7th, 2016 03:12 am (UTC)
(Link)
> Как и многие, Илон Маск работает одновременно на двух работах. И офисы компаний, в которых он трудится, находятся далеко друг от друга <...> Летать на самолете недешево, ездить на автомобиле небыстро, поэтому Маск крайне заинтересован в том, чтобы Лос-Анджелес и Сан-Франциско были соединены скоростной транспортной линией.

Это напоминает анекдот про Абрамовича, который купил пельменную компанию, потому что не в магазин же ему идти за пельмешками. Такое объяснение сгодится разве что для детского сада.

(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:saint_daemon
Date:June 7th, 2016 06:19 am (UTC)
(Link)
Из моих бывших начальников, один сильно увлёкся собаками и ушёл из издательского бизнеса в "собачий", а второй после рождения третьего ребёнка начал параллельно с основной ИТ-компанией раскручивать импорт качественных детских товаров.

Считайте меня детсадовцем, но именно такое объяснение заинтересованности в проекте мне кажется очень логичным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:robofob
Date:June 7th, 2016 04:48 am (UTC)
(Link)
А недурно бы Маску перед поездкой заявить где-нибудь в их нравах о своем неравнодушии к эфебам, и Питерский форум мгновенно окажется по уши в шоколаде с голой попой.
(Reply) (Thread)
From:tmu_1971
Date:June 7th, 2016 06:37 am (UTC)
(Link)
Американский «шаттл» начал разрабатываться в конце 1960-х годов и даже совершил несколько полетов


Стилистическое замечание - такое впечатление, что шаттл слетал всего несколько раз (в русском языке "несколько" обычно понимается как числительное в пределах десяти). Между тем шаттл летал 30 лет и совершил 135 полетов (133 успешных).
По существу: одним из важнейших (если не важнейшим) направлений российской пропаганды последних лет является доказательство тезиса "везде говно". Мол, да, мы цЫнично признаем - в России много говна, но ведь "везде так"! Маск явно идет вразрез с этой линией, поэтому надо доказать - он просто пиарится хорошо, а если "по честному" - конечно, говно.
Извиняюсь за обильное использование слова на букву г.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:idelsong
Date:June 7th, 2016 07:19 am (UTC)
(Link)
А с чем связан холивар? Его не любят либертарианцы, потому что он, по их мнению, слишком сильно поддерживается государством? Или вообще слишком тесно связан с администрацией Обамы? Или еще что-то?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:June 7th, 2016 07:41 am (UTC)
(Link)
Нет, его очень не любят (как это и написано в статье) российские патриоты.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:ahilaes
Date:June 7th, 2016 07:34 am (UTC)
(Link)
По-моему, здесь ключевая фраза - "Сейчас, когда Маска пригласили на Питерский форум".
(Reply) (Thread)
From:3mer
Date:June 7th, 2016 07:35 am (UTC)
(Link)
Не, ну хуйня какаято.
Себис-сть производство эл-ва это один из моментов, но его же не за это критикуют.
Иначе критика сводилась бы к критике подобной критике электричек и троллейбусов.
В электромобиле основное - это аккумулятор.
Не электро мотор, не задняя дверь, не автопилот, не автоапдейт софта, а аккумулятор.
Все остальное пыль в глаза и маркетинг.
А с аккумуляторами такая беда, что запасов лития на всех не хватает, и уже только поэтому он дешевый никода в таком виде не будет.
И уже только поэтому никто его массово производить не будет - ну, нету запасов лития для "массового" производства.
Остается только элитно-дорогое нишевое. Где собст-но Маск при помощи пыли, шума и лапши отбил себе рынок и там себе обитает.
Обитает то обитает, но этого ему мало, по законам жанра лапшу надо с размахом вешать, поэтому он всем рассказывает, какой он продвинутый и о природе заботливый - продает сам дорого, а другие бяки - не хотят дешево продовать. Добрый Маск.

Третий момент, в том что утилизация акку, вот где собака порылась, очень неприятная вещь и для природы тоже, и нифига не дешевая.
В этом смысле пусть этот литий в земле полежит, пока ченибудь лучше не придумают.

И вот мое предсказание - как только найдут более-менее ёмкий, дешевый и технологичный акку - будет 10ки миллионов бюджетных электроавто, но Маска больше не будет.

Edited at 2016-06-07 07:37 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:pargentum
Date:June 7th, 2016 08:39 am (UTC)
(Link)
В отличие от углеводородов, литий в аккумуляторах не расходуется. Поэтому, при массовом применении, под рукой всегда будет месторождение лития, достаточное для покрытия всех разумных потребностей.
(Reply) (Parent) (Thread)
From:3mer
Date:June 7th, 2016 10:50 am (UTC)
(Link)
В том то и дело, что:
1. не достаточное для потребностей уже сейчас.
2. не под рукой - т.к. переработка его дорогая ( минус деньги, минус энергия, минус экология)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:3mer
Date:June 7th, 2016 12:24 pm (UTC)
(Link)
Переработка лития стоит в 5 раз дороже чем его производство.

Fakt ist allerdings, dass derzeit das Recycling in etwa 5 x so teuer kommt wie die Produktion von Lithiummetall.


Подорожал: 2.187US$/t in 2004, 5.288US$/t in 2012
Прогноз будет дорожать:6.900US$/t in 2017

Laut einer Studie von Roskill, stiegen die Preise für Lithium technischer Qualität von 2.187US$/t in 2004, auf 5.288US$/t in 2012. In der näheren Zukunft wird eine weitere kontinuierliche Preissteigerung erwartet, da neue Märkte und Anwendungen für Lithiumprodukte gefunden werden. Das Basismodell sieht einen Preis von 6.900US$/t in 2017 voraus.

http://www.miningscout.de/blog/2015/09/15/lithium-ein-gefragtes-modemetall-naeher-betrachtet/
15 Sep 2015

Edited at 2016-06-07 12:26 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:smirnfil
Date:June 7th, 2016 09:05 am (UTC)
(Link)
Почему лития то на всех не хватит? С ним единственная проблема — ограничение по добычи, но запасов очень много. Сейчас как раз увеличивают добывающие мощности.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:beaver_cherokee
Date:June 7th, 2016 09:53 am (UTC)
(Link)
Да и эта проблема - несущественна. Загнать несколько десятков бульдозеров на Салар де Уюни в сухой сезон - и готово дело ;)
Опять же, базу для космодрома построить можно прямо там, тому що Чилийское плоскогорье на четыре километра ближе к небу, чем мыс Канаверал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:fakas
Date:June 7th, 2016 08:09 pm (UTC)
(Link)
Ой и лажа же написана...
Начиная с того, что тезисы-претензии не опровергаются и заканчивая вааще бредиком по типу "Американский «шаттл» начал разрабатываться в конце 1960-х годов и даже совершил несколько полетов.". Да. Несколько полетов. Шаттл. Автор ну просто охерительный эксперт.
Вот объясните -- почему вокруг Маска ТАК много эмоциоанльных неумных фанатов не способных отделить зерна от плевел, а законы физики от рекламной шумихи?
(Reply) (Thread)
From:smirnfil
Date:June 7th, 2016 11:17 pm (UTC)
(Link)
Так Маск серъезно вкладывается в пиар. Понятно, что на это ведутся.

Это не отменяет того, что он перевернул общественное отношение к электромобилям и выпинал Роскосмос с рынка телекомуникационных спутников. Это из уже сделаного довольно непростого. Ну и планы у него конечно офигенные, причем он вполне успешно по срокам их выполняет, а не типичное для «обещателей» «через пять лет будет» в течении десяти лет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)