?

Log in

No account? Create an account

Еще одна городская легенда - За хлеб и вольность!

Jan. 31st, 2007

09:20 pm - Еще одна городская легенда

Previous Entry Share Next Entry

Часто приходится слышать, что жители Швеции (и Норвегии) платят за свое благополучие (высокий уровень жизни ПЛЮС гарантии стабильности жизни) чрезвычайной душевной неустроенностью, проявляющейся в высочайшем ("одном из самых высоких в мире" или "в Европе") уровне самоубийств. Политически ангажированные писатели не забывают поставить это в счет "шведскому социализму".

Между тем, беглый взгляд на мировую статистику самоубийств дает поразительный результат: Швеция (и особенно Норвегия) находятся на одном из последних мест среди европейских стран по этому показателю. Общий список, отсортированный по уровню самоубийств мужчин на 100000 населения в год - под катом, а ниже - выдирка, смодержащая только высокоразвитые не-постсоциалистические страны Европы плюс, для сравнения, Россия и США (в большинстве постсоциалистических стран показатель во МНОГО РАЗ выше, наиболее ужасен он в Литве и России).

Страна год муж. жен.
RUSSIAN FEDERATION 02 69,3 11,9
FINLAND 03 31,9 9,8
BELGIUM 97 31,2 11,4
AUSTRIA 03 27,1 9,3
FRANCE 01 26,6 9,1
SWITZERLAND 01 26,5 10,6
IRELAND 01 21,4 4,1
GERMANY 01 20,4 7,0
DENMARK 00 20,2 7,2
ICELAND 01 19,6 5,6
PORTUGAL 02 18,9 4,9
SWEDEN 01 18,9 8,1
LUXEMBOURG 03 18,5 3,5
UNITED STATES OF AMERICA 01 17,6 4,1
NORWAY 02 16,1 5,8
NETHERLANDS 03 12,7 5,9
SPAIN 02 12,6 3,9
ITALY 01 11,1 3,3
UNITED KINGDOM 02 10,8 3,1
GREECE 02 4,7 1,2


LITHUANIA 03 74,3 13,9
RUSSIAN FEDERATION 02 69,3 11,9
BELARUS 03 63,3 10,3
KAZAKHSTAN 02 50,2 8,8
ESTONIA 02 47,7 9,8
UKRAINE 02 46,7 8,4
LATVIA 03 45,0 9,7
SLOVENIA 03 45,0 12,0
HUNGARY 03 44,9 12,0
SRI LANKA 91 44,6 16,8
JAPAN 02 35,2 12,8
FINLAND 03 31,9 9,8
CROATIA 03 31,4 8,4
BELGIUM 97 31,2 11,4
REPUBLIC OF MOLDOVA 03 30,6 4,8
CZECH REPUBLIC 03 27,5 6,8
AUSTRIA 03 27,1 9,3
FRANCE 01 26,6 9,1
POLAND 02 26,6 5,0
SWITZERLAND 01 26,5 10,6
REPUBLIC OF KOREA 02 24,7 11,2
CUBA 96 24,5 12,0
ROMANIA 02 23,9 4,7
SLOVAKIA 02 23,6 3,6
IRELAND 01 21,4 4,1
BULGARIA 03 21,0 7,3
CHINA (Hong Kong SAR) 02 20,7 10,2
GERMANY 01 20,4 7,0
BOSNIA AND HERZEGOVINA 91 20,3 3,3
DENMARK 00 20,2 7,2
AUSTRALIA 01 20,1 5,3
NEW ZEALAND 00 19,8 4,2
ICELAND 01 19,6 5,6
PORTUGAL 02 18,9 4,9
SWEDEN 01 18,9 8,1
MAURITIUS 00 18,8 5,2
CANADA 01 18,7 5,2
LUXEMBOURG 03 18,5 3,5
UNITED STATES OF AMERICA 01 17,6 4,1
TRINIDAD AND TOBAGO 94 17,4 5,0
SURINAME 92 16,6 7,2
URUGUAY 90 16,6 4,2
KYRGYZSTAN 03 16,1 3,2
NORWAY 02 16,1 5,8
PUERTO RICO 92 16,0 1,9
GUYANA 94 14,6 6,5
TURKMENISTAN 98 13,8 3,5
CHINA (Selected rural & urban areas) 99 13,0 14,8
NETHERLANDS 03 12,7 5,9
SPAIN 02 12,6 3,9
INDIA 98 12,2 9,1
BELIZE 95 12,1 0,9
THAILAND 02 12,0 3,8
SINGAPORE 02 11,4 7,6
ITALY 01 11,1 3,3
UNITED KINGDOM 02 10,8 3,1
ZIMBABWE 90 10,6 5,2
EL SALVADOR 93 10,4 5,5
CHILE 94 10,2 1,4
ARGENTINA 96 9,9 3,0
ISRAEL 00 9,9 2,7
COSTA RICA 95 9,7 2,1
BARBADOS 95 9,6 3,7
TFYR MACEDONIA 03 9,5 4,0
SAINT LUCIA 88 9,3 5,8
UZBEKISTAN 02 9,3 3,1
SEYCHELLES 87 9,1 0,0
MALTA 03 8,6 1,5
VENEZUELA 94 8,3 1,9
BRAZIL 95 6,6 1,8
ECUADOR 95 6,4 3,2
PANAMA 87 5,6 1,9
COLOMBIA 94 5,5 1,5
MEXICO 95 5,4 1,0
BAHRAIN 88 4,9 0,5
ALBANIA 03 4,7 3,3
GREECE 02 4,7 1,2
NICARAGUA 94 4,7 2,2
GEORGIA 01 3,4 1,1
PARAGUAY 94 3,4 1,2
ARMENIA 03 3,2 0,5
TAJIKISTAN 01 2,9 2,3
KUWAIT 02 2,5 1,4
PHILIPPINES 93 2,5 1,7
BAHAMAS 95 2,2 0,0
AZERBAIJAN 02 1,8 0,5
GUATEMALA 84 0,9 0,1
PERU 89 0,6 0,4
JAMAICA 85 0,5 0,2
IRAN 91 0,3 0,1
SYRIAN ARAB REPUBLIC 85 0,2 0,0
EGYPT 87 0,1 0,0
ANTIGUA AND BARBUDA 95 0,0 0,0
DOMINICAN REPUBLIC 94 0,0 0,0
HONDURAS 78 0,0 0,0
JORDAN 79 0,0 0,0
SAINT KITTS AND NEVIS 95 0,0 0,0
SAINT VINCENT AND THE GRENADINES 86 0,0 0,0
SAO TOME AND PRINCIPE 87 0,0 1,8

Источник данных.

Comments:

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:polenova
Date:January 31st, 2007 07:22 pm (UTC)
(Link)
Интересная статистика. Очевидно, что уровень самоубийств с благополучием и стабильностью не связан. Вряд ли особенно благополучно в Сирии, Египте или Гондурасе - а самоубийств практически нет. Даже если отбросить фундаменталистов - в Гондурасе почему все так хорошо? Не думаю, что условия жизни в Греции лучше, чем в Швейцарии - а разница коллосальная. А Швеция и Норвегия примерно посередке, и не при чем тут социализм. Интересно, от чего все-таки зависят эти цифры, почему, например, такая страшная картина в Литве, но все отлично в Киргизии или в Зимбабве? Мне при одной только мысли жить в Зимбабве дурно делается, а у них лучше, чем в Люксембурге... Загадка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:roman_sharp
Date:January 31st, 2007 07:52 pm (UTC)
(Link)
В Сирии и Египре могут сказываться религиозные факторы (обратите внимание, что это не единственные мусульманские страны в нижней части списка). Аналогично и с Гондурасом - он тут не единственный центральноамериканский.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Аномия - (Anonymous) (Expand)
[User Picture]
From:roman_sharp
Date:January 31st, 2007 07:49 pm (UTC)
(Link)
По-моему все должно быть скорее наоборот: выше уровень самоубийств должен быть в странах с более высокой неустроенностью.

Ибо если человек устроен - чего ему убиваться-то?

За данные - спасибо. Пиарю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:polenova
Date:January 31st, 2007 08:02 pm (UTC)
(Link)
Судя по Зимбабве - не похоже, что вы правы. В плохих условиях людям не до суицида - себя прокормить, детей прокормить, когда уж тут думать о чем-то другом...
А насчет мусульман - террористы-смертники входят в эту статистику или нет?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:lz
Date:January 31st, 2007 07:59 pm (UTC)
(Link)
Четко прослеживается лишь одна зависимость - чем южнее, тем меньше. Исключения есть но единичные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:January 31st, 2007 08:04 pm (UTC)
(Link)
Франция южнее Британии.

Норвегия, Швеция севернее всех.

Но вообще, похоже, социальная атомизация общества плюс способ потребления алкоголя (северный и южный - они очень разные). И это означает, что в Ш. и Н. удалось переломить и то, и другое, или хотя бы что-то одно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:polit_lytdybr
Date:January 31st, 2007 08:14 pm (UTC)
(Link)
По-моему, некая логика видна.
1. Первый фактор - потребление водки
2. второй (менее важный) - бывшее христианство (Япония и Цейлон - не в счет)
(Reply) (Thread)
From:bbb
Date:January 31st, 2007 08:33 pm (UTC)
(Link)
А кто эти политически ангажированные писатели, которые ставят в счет шведскому социализму высочайший уровень самоубийств?
(Reply) (Thread)
From:ex_increp708
Date:January 31st, 2007 08:43 pm (UTC)
(Link)
Общий тренд - чем южнее, тем меньше - заметен. Исключение составляет Великобритания.

Любопытно место Финляндии и низкий уровень в США и Канаде.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:just_tom
Date:January 31st, 2007 09:24 pm (UTC)
(Link)
А еще одна моя знакомая, изучающая самоубийства, когда-то обнаружила, что, как правило, есть обратная зависимость между количеством самоубийств на 100 тыс. и количеством убийств. Россия - одно из немногих искючений (Maria Jarosz, Suicide, Warsaw: ISP PAN, 1998). Как первое, так и второе может навести на массу раздумий...
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spartach
Date:January 31st, 2007 09:29 pm (UTC)
(Link)
Грустно. Не только по числу убийств и смертей в ДТП мы впереди планеты всей...
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:geish_a
Date:January 31st, 2007 11:05 pm (UTC)
(Link)
как в этот социалистический рай вписывается низкий уровень в США и Канаде?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:ninazino
Date:February 1st, 2007 12:53 am (UTC)
(Link)
Интересная информация для размышлений. Безусловно, объясняется все далеко не одним фактором. Я бы сформулировала (для себя) как миниму два самых важных:

--качество жизни
--надежда на качество жизни (вера в загробную жизнь, политическая идея, американская мечта, называйте, как хотите)

Иными словами: жизнь здесь и сейчас или мечта о а)лучшей доле будущих поколений или б)лучшей доле после смерти.

Эти два фактора причудливо переплетаются в жизни людей разных стран в разные периоды времени.

Идеально, когда оба эти фактора в плюсе. Но возможно наличие очень сильного одного фактора, и это тоже неплохо для самовосприятия.

Ужасно, когда оба -- в минусе. Кажется, в России пока именно такой период, хотя мне очень хочется ошибиться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:chernidar
Date:February 1st, 2007 07:22 am (UTC)
(Link)
+1
(Reply) (Parent) (Thread)
From:belshevic
Date:February 1st, 2007 04:19 am (UTC)
(Link)
Тут дело явно не в материальном благополучии. Выше Израиля по таблице находятся как страны более благополучные, так и менее благополучные.
Просто в Израиле больше других причин для насильственной смерти. Правда, шанс попасть в теракт примерно равен шансу попасть в ДТП, но резонанс от теракта, естественно, намного больше - и это главное. По себе, и не только по себе, могу сказать, что ничто так не способствует любви к жизни, как смерть рядом.
Кроме того, в Израиле агрессивность больше направляется вовне, чем в более мирных странах, и меньше ее приходится не только на тех, кто живет рядом (в Израиле, насколько я могу судить, гораздо меньше криминала типа поножовщины и т.п., чем в спокойной Латвии), но и на самого себя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 1st, 2007 09:45 am (UTC)
(Link)
Я все же думаю, что начиная с определенного уровня благополучия (кусок именнно что хлеба ежедневно) и свободы решающую роль играет уровень интеграции общества. Изранильское общество состоит из трех сегментов, два из которых - еврейский религиозный и арабский - очень сильно интегрированы, я думаю, что еврейский светский интегрирован тоже посильнее, чем в Швейцарии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rousseau
Date:February 1st, 2007 08:48 am (UTC)
(Link)
Про Швецию / Норвегию это просто устаревшие, но хорошо запомнившиеся сведения. Высокий уровень самоубийств у скандинавов действительно был, еще с конца XIX века и довольно долгое время, но потом снизился.
А вот то, что Россия опережает традиционных лидеров финно-угров (Финляндия, Эстония, Венгрия), печально.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:u_uka
Date:February 1st, 2007 09:29 am (UTC)

Цифры по Литве

(Link)
Самой стало интересно.
За 2005 год, на 100.000 населения: женщин - 13 человек, мужчин - 68 человек.
Информация взята из публичной базы данных Департамента Статистики Литвы, обработана мною с помощью калькулятора и какой-то матери, ибо цифры неутешительные.
А количество-то растет...
Всего - 81 чел., из них 84% - мужчины, 16% - женщины.
Могу разбивку по возрастам и по городу\деревне посчитать, надо кому?


(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:sergeyr
Date:February 1st, 2007 12:39 pm (UTC)

Re: Цифры по Литве

(Link)
Если будет время - подкинь мне. Или дай ссылочку на базу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:lrudnitskaya
Date:February 1st, 2007 09:50 am (UTC)
(Link)
Кажется, южные народы устойчивей. Но я согласна, что если платишь за блага и стабильность, психика становится более уравновешенной.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:rav_erev
Date:February 1st, 2007 11:39 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, главную роль играет вечная гонка, характерная для развитых стран. Крутишься, вертишься, причем зачастую не чтобы прокормиться и даже не чтобы на Гаваи сьездить - а чтобы было не хуже чем у соседа. И вот в один прекрасный день становится очевидным, что у тебя все-таки хуже, чем у соседа. И вoобще ты в хвосте общей гонки. И хотя в абсолютном исчислении хвост гонки сейчас зачастую живет лучше, чем ее середина 20 лет назад - это ничего не меняет. Ощущение "я аутсайдер" никуда не денется
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 1st, 2007 12:51 pm (UTC)
(Link)
Очень похоже, кстати. Вот тут о Литве - "лидере" то же самое ровно говорят.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)