taki_net (taki_net) wrote,
taki_net
taki_net

Category:

Дура или не дура Лекс?

Периодически при обсуждении нынешних грузинских дел появляются реплики примерно такого типа: "да, человека, о котором вы рассказали, жалко, да, конкретные менты грубы и, возможно, несколько превышают полномочия, да, без внешнеполитического обострения эти люди под раздачу не попали бы, но, скажите - законы соблюдать надо или нет? [арию о казино и этнических бандах пропускаем] Что, не нужно добиваться соблюдения иммигрантами регистрационного режима и наказывать за его нарушение, а злостных нарушителей, живущих без регистрации, работающих без разрешения на работу, а то и вообще просрочивших визу - высылать?"

Пока нравственный шок не стерся - такие заходы не воспринимаются, тем более что исходят, что достаточно очевидно - от лощеных мерзавцев. Однако все замыливается, в том числе и нравственное чувство, увы, уже "суповой" скандал нервирует человека, а не какие-то там грузины, умирающие в КПЗ, и есть шанс, что со временем чертова мельница намелет-таки свою ядовитую муку. Поэтому - кое-что о законах и о том, должны ли они соблюдаться.

Цитата №1. Конституция РФ, статья 27:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.


Второй пункт статьи приведет для доказательства того, что в п.1 слово "каждый" употреблено именно как обозначение "всех находящихся", не обязательно граждан.

Иными словами, статья 27 категорически запрещает устанавливать для граждан И ИММИГРАНТОВ разрешительный режим пребывания в каком-либо населенном пункте. Иными словами, санкции за отсутствие "регистрации", регистрацию "не по форме" и т.п. неконституционны (подробнее см. ниже).

Цитата №2. Конституция РФ, статья 37:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.


Аналогично, статья 34 разрешает "каждому" заниматься предпринимательской деятельностью. Как и в примере с выбором места жительства, конституционный законодатель явно акцентирует права "каждого", отличая их от прав "граждан" (ст. 32 - доступ граждан к госслужбе, 36 - владение землей).

Итак, статья 37 в явном виде приравнивает граждан РФ и всех "прочих" в части права на труд. Отсутствие у иностранца "разрешения на работу" не может считаться нарушением С ЕГО СТОРОНЫ российского законодательства, санкции, налагаемые за это - неконституционны.

Остается вопрос - может ли закон запретить НАНИМАТЕЛЮ нанимать иностранцев на работу без особого "разрешения на работу", "квоты" и т.п.? Ответ тоже ясен.

Цитата №3. Конституция РФ, статья 19:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


Хотя во 2 пункте и упомянуты, наряду с "людьми", также и "граждане", но в совокупности с п.1 ясно, что это сделано, чтобы подчеркнуть недопустимость ограничения также и специально политческих (присущих только гражданам) прав, наряду с прочими правами.

Выдавая нанимателю, под угрозой наказания, предписание не принимать на работу граждан определенных стран (или вообще иностранцев), власть понуждает того к неравному подходу к носителям права, гарантированного ст. 37 (права на труд). Это требование противоречит Конституции.

Могут возразить, что "теоретически" иммигранты имеют право на проживание и труд, но практически нарушают необходимые формальности (не получают регистрации или получают фальшивую в черных юрфирмах, аналогично "покупают" разрешение на работу и т.п.) и за это и подлежат наказанию. Ну а уж что закон установил за эти проступки такие наказания - заключение в КПЗ и принудительное выдворение в качестве максимальной санкции - таков закон, "закон надо соблюдать, и тогда никаких неприятностей не будет". Как же обстоит дело с этими "формальными нарушениями"?

Начнем с разрешений на работу. Надо понимать, что этот документ не является признанием квалификации человека или других обстоятельств, которые могли бы иметь значение для выполнения иностранцем работы, это именно разрешение, которое могут дать, а могут и не дать. Тем самым, его истребование - противозаконно, а наказание за его отсутствие или невалидность - недопустимо.

Несколько сложнее обстоит дело с регистрацией. Формально говоря, невозможно воспрепятствовать иностранцу, располагающему большими деньгами, получить юридически валидную регистрацию (т.е. порядок регистрации не является полностью разрешительным). Однако закон и подзаконные акты обставляют получение регистрации кучей ограничений:

- при регистрации проживания по договору найма жилой площади требуется согласие третьих лиц, кроме владельца жилплощади;

- также требуется соблюдение "санитарной нормы", т.е. на всех зарегистрированных, включая владельца квартиры, должно приходиться определенное, очень большое количество жилой площади (много большее, чем площадь в гостиницах и общежитиях);

- не разрешается регистрация в частные гостиницы и общежития, которым "милиция не доверяет".

Таким образом, регистрация вовсе не сводится к акту фиксации в полицейском файле договора найма или иного акта занятия жилого помещения, государство предъявляет к этому договору необычные и трудноисполнимые требования, а в ряде случаев официально позволяет своим служащим принимать решение об их выполнении (заслуживает ли доверия владелец гостиницы, не представляет ли регистрация данного лица абстрактно понимаемую "угрозу общественной безопасности"). Стоит отметить, что данные ограничения касаются не только иностранцев, но и российских граждан.

Помимо правовых ограничений, процедура регистрации чрезвычайно трудоемка и затратна, причем органы МВД предъявляют в соискателям совершенно незаконное требование проходить ее лично, а не через посредство адвоката (а точнее, резко ограничивают круг "доверенных адвокатов").

Таким образом, де-факто "регистрация по месту проживания" превращается для иностранцев (и россиян) в разрешительную, а не уведомительную процедуру, т.е. противоречит ст.27 Конституции. Наказание за ее отсутствие или невалидность - неконституционно.

К данной теме не относится, но примыкает такой вопрос: хорошо, а ПО СУЩЕСТВУ (не по букве Конституции) имеет государство "право" вводить ограничения для проживания и работы иностранцев? "Вот, Соединенные Штаты в этой ситуации..." В конце концов, Конституцию, не соответствующую реалиям жизни, можно и подправить...

Начну с последнего. Главу 2, откуда были все цитаты - "поправить" нельзя. Можно только написать и принять (по очень сложной, пока не узаконенной процедуре) новую Конституцию (ст.135).

Далее. Надо понимать, что ситуация в России радикально отличается от ситуации в США, большинстве стран Европы и т.д. Россия добивается особых экономических прав в ряде соседних стран и предоставляет таковые им (вплоть до полного отсутствия таможенной границы). Россия - это страна, получившаяся в результате разделения единой страны при жизни нынешнего поколения. Наши "иностранцы" - это десятки миллионов родственников десятков миллионов россиян, это тридцать миллионов этнических россиян, "соотечественники", к воссоединению которых она стремится. Но важно понимать, что мы либо отказываемся от статуса "соотечественников", что неприемлемо политически и морально, либо признаем его за всеми 100 миллионами граждан бывшего СССР, либо санкционируем официальный расизм (а как еще можно отказать в таком статусе, скажем, говорящему по-русски таджику?)

Разумеется, пока что Российская Федерация систематически выбирает третий путь, сулящий "и рыбку съесть и на тройке покататься", но путь, чреватый в многонациональной стране ее быстрой и бесславной гибелью.

PS Еще немного цитат из законодательства.

Конституция РФ, ст. 80 ч.2: Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

УК РФ, ст. 293: 1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба...
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Subscribe

  • (no subject)

    На связи Лёва и Маша. Алик умер, о дате похорон сообщим как будет понятно. Комментарии скрываются. Update: 12 января (суббота) состоятся похороны…

  • Город Раума в Финляндии

    Старинный город Раума расположен на побережье Ботнического залива, т.е. на западе Финляндии, в 90 км севернее Турку. Onnibus.fi открыл туда кучу…

  • Питер, немного музеев

    В Русском музее прямо сейчас выставки "Русский экспрессионизм" и "Маркс навсегда". Вот фоточка со второй: Алиса Порет, "Карл Маркс и Генрих Гейне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • (no subject)

    На связи Лёва и Маша. Алик умер, о дате похорон сообщим как будет понятно. Комментарии скрываются. Update: 12 января (суббота) состоятся похороны…

  • Город Раума в Финляндии

    Старинный город Раума расположен на побережье Ботнического залива, т.е. на западе Финляндии, в 90 км севернее Турку. Onnibus.fi открыл туда кучу…

  • Питер, немного музеев

    В Русском музее прямо сейчас выставки "Русский экспрессионизм" и "Маркс навсегда". Вот фоточка со второй: Алиса Порет, "Карл Маркс и Генрих Гейне…