?

Log in

No account? Create an account

Вчерашний пост про потери сов.армии - что это было? - За хлеб и вольность! — LiveJournal

May. 12th, 2013

02:05 pm - Вчерашний пост про потери сов.армии - что это было?

Previous Entry Share Flag Next Entry

Речь о посте http://taki-net.livejournal.com/1509049.html

Это объемная работа (книжный вариант более 300 стр., журнальный около 10 выпусков), посвященная ревизии всей проблемы учета потерь СА в ВОВ. Очень много кропотливой работы с цифрами, идеологические заклинания (что смешно, в основном "пророссийские" - "дадим отпор клеветникам на подвиг народа!!! выдумали тоже, 300 млн. только убитыми!!!") занимают умеренное место.

Основной тезис: с цифрами официоза (книга Кривошеева) проблема не столько с жульническим/ошибочным подсчетом (как известно, Кривошеев, складывая и вычитая цифры, в сумме дающие 11 миллионов, получил 8,9 - 2 с гаком миллиона, так сказать, "спас" от смерти), а самой методологией. Кривошеев использует данные о потерях фронтов, армий и т.д. и суммирует их, то есть, все недостатки военно-полевого учета низшего уровня СУММИРУЮТСЯ. Недоучет потерь в точности равен сумме недоучета в нижестоящих уровнях учетной пирамиды. перекрестный контроль минимален (между тем, речь может идти об огромных цифрах; как вы думаете, где был учет смертей поставлен лучше - в полевых частях или в госпиталях? меж тем автор неопровержимо доказывает, что цифра умерших в госпиталях занижена на 44-55 процента, и именно этот, вдвое заниженный показатель, без всякой коррекции использован Кривошеевым).

Спрашивается, а почему не использовать "метод бассейна" - просто посчитать, сколько миллионов гражданских людей "влилось" в "бассейн" армии в целом (было произвано и передано военкоматами) и сколько "вылилось" (было демобилизовано после войны или осталось в армии на 9 мая 1945 года)? Поразительный ответ состоит в том, что в стране всеобщей паспортизации и полицейского учета эти данные - В АРХИВАХ ОТСУТСТВУЮТ. Оказывается, в 1953 году основной массив карточек первичного учета военнослужащих времен ВОВ были в военкоматах уничтожены (в ряде мест безвозвратно, в других - с переносом небольшой части информации из них в книги учета, тоже не идеально сохранившиеся.

Наконец, существует методология, основанная на суммировании персональных сведений. На этом принципе построена знаменитая картотека ОБД Мемориал: карточка заводится на каждую персоналию, про которую есть доказательства, что человек существовал, погиб на войне в рядах СА или в связи в боевыми действиями. Число карточек в ОБД Мемориал приближается к 20 миллионам, понятно, что сама эта методология предполагает определенную повторность; если верить, что погибших столько, сколько говорит официоз - менее 9 миллионов - то повторность более 60 процентов (на самом деле около 70, если учесть не тольлко повторность, но и неполноту данных). Автор приводит ряд методик оценки повторности, все они дают скорее цифру 15-10 процентов.

Последовательный статистический анализ, основанный на перекрестной проверке данных из разных источников (там бывает потрясающее, например, госпиталь в один день по каналу общей отчетности сообщает о кончине 4 офицеров, а по финансовому - о смерти 18, включая тех 4), доказывает, что цифра безвозвратных потерь советской армии, по-видимому, превышает официальный показатель более чем вдвое. Важно, что эти цифры получены как побочные от основной работы, состоящей в выявлении ПЕРСОНАЛЬНЫХ судеб советских людей, отдавших жизнь за сегодняшний мир.

ЗЫ. Еще один статистический результат, о котором автор говорит, хотя и несколько невнятно: цифра гражданских потерь СССР, наоборот, завышена, на самом деле гражданские потери меньше боевых. Почему-то этот результат идеологи считают нежелательным, хотя именно официальная точка зрения - что СА потеряла 9 миллионов, а населению позволила потерять 15 - ИМХО, куда более злая клевета.

Comments:

(Deleted comment)
[User Picture]
From:taki_net
Date:May 12th, 2013 10:41 am (UTC)
(Link)
Да, но

- это в пределах общей суммы "безвозвратных потерь"

- известно, что речь идет о нескольких сотнях тысяч, что при наших жутких масштабах...

К тому же эта цифра все-таки в основном известна статистикам свободного мира (есть отчеты ООНовских и западных чиновников по перемещенным лицам), ошибка в ней, на самом деле, плюс-минус десять тысяч.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:igdrazil
Date:May 15th, 2013 04:02 pm (UTC)
(Link)
Не знаю как сейчас, но в 1993 или 1994 году в школе учитель, не по учебнику, а изучая этот вопрос самостоятельно, называл нам цифры потерь убитыми и погибшими в 7,5 милионов. Это для Украины конечно, а не для всего Союза. 5 милионов военных потерь и 2,5 среди гражданског онаселения. Кстати с учётом эвакуированых, пленных, служаших в армии как раз более менее выходила 14 милионная разница между довоенными 42 и повоенными 28 милионами.
(Reply) (Thread)