?

Log in

Москва-Хельсинки-Порвоо-Х-Таллин-Москва на первые майские - За хлеб и вольность!

May. 5th, 2017

03:21 pm - Москва-Хельсинки-Порвоо-Х-Таллин-Москва на первые майские

Previous Entry Share Next Entry

1. Ехали поездом "Лев Толстой", купейный билет за 4200. Сименсовские купейные вагоны отчетливо лучше отечественных, даже самых новых, в частности, в купе есть и умывалка, и мусорка (пользоваться ими не слишком удобно, но в 4-местном купе вообще это трудно сделать удобным). Кондиционер несравненно лучше тоже, а лишние 10 см ширины полки делают ее таки кроватью, а не нарами. Полка могла бы быть помягче, а двери лучше подрезинены, но в целом хорошо. Есть даже душ, хотя, подозреваю, чтобы им воспользоваться - придется выдержать некую битву с проводником. Едет чудовищно долго, больше 14 часов.

Питерцам лучше - у них есть еще скоростной "Аллегро", 3,5 часа и билет дешевле, особенно ранний утренний (выезд в 6:40). Также ночной автобус "Люкс Экспресс" за 1500 примерно, и совсем дешево микроавтобусы - но это уже совсем спорт отважных, типа бокса.

2. Пешком прошли от вокзала, мимо памятника Маннергейму, музея "Киазма" (зашли в шоп, поглазели, но ничего в этот раз не купили), мимо памятника Паасикиви (коллаборант с СССР, памятник в виде черной глыбы камня с надписью "Осознание реальных фактов есть основа любой политики" - Щедрин назвал это "применительно к подлости"), и вот уже громадный торгово-транспортный центр Камппи, в подвале которого автовокзал, а на этажах - гипермаркет, рестораны и бутики.

3. Билет на межгород в Финляндии стоит десятки евро (а городской - 3,20), но мы дали себе труд зайти на сайт onnibus.fi И заказать билеты Х-Порвоо у этой кампании (их автобусы ходят по этой линии примерно раз в час, а другие - примерно каждые 10 минут, но стоят 9-10 Е, а у Оннибуса 4 билета обошлись в 12-50, дешевле, чем на городском трамвае). Лайфхак: Оннибус берет 1 Е за транзакцию, поэтому нужно заказывать все билеты сразу, и туда и обратно. Присылается письмо с кодом билета, письмо или хотя бы код надо показать водителю на бумаге или на экране мобилы. ВНИМАНИЕ, билеты без мест, поэтому если есть основания опасаться лома (например, этот рейс заметно дороже соседних, рейс вечером в пятницу ОТ Хельсинки или вечером воскресенья В Хельсинки) - надо занять очередь заранее и не щелкать клювом. У автобуса часто есть второй этаж, оттуда лучше виды. Есть вайфай и туалет, и то и другое может быть сломано, это же лоукостер. Водители более-менее понимают английский. Ехать до Порвоо 50 минут.

4. Порвоо - крошечный, очень атмосферный городок с богатой историей (место проведения Порвоского/Боргоского сейма/ландтага в 1809 году, на котором Александр 1 провозгласил вольности "Финляндской нации"). Я много писал о нем и выкладывал фото. Центр города почти чисто деревянный, наша гостиница "Ида-Мария" - это несколько комнаток в старинном деревянном же доме напротив Ратуши. Рецепция работает до 16 часов, а мы приехали позже, поэтому пишешь СМС Мэгги (хозяйке), и она присылает около 12 часов дня СМС с кодом двери дома, а номер оставляют открытым, с ключом внутри. По Порвоо можно гулять два-три дня, но в принципе можно осмотреть каждый дом и за сутки (полдня вечером и потом полдня утром). Сезон еще не начался, городок почти пуст (летом на улицах конкретно приходится проталкиваться), далеко не все заведения открылись, но мы, не гоняясь за экзотикой, поужинали в "Россо" (сетевой ресторан итальянской кухни), а пообедали перед отъездом в тайской столовой в помещении супермаркета К-Ситимаркет. А завтраки у Мегги потрясающие!

5. Уезжали из Порвоо мы под средней силы дождиком, который, пока мы ехали до Камппи на Оннибусе, а потом от Камппи на трамвае "девятка" до порта - перерос в "шторм года", ураганный ветер нес горизонтально мокрый снег. К счастью, ветер был сперва нам в спину (и до трамвая, и после), а потом кораблю в корму.

Между Хельсинки и Таллином ходят автомобильные паромы двух фирм - "Викинг" и "Таллинк Силья", время в пути от 2 часов (у Викинга чуть дольше), цена зависит от загруженности и от того, берешь ли обратный (от 26 Е до 48, примерно). У Викинга 3 рейса, у Таллинка около 9 в сутки, последний рейс Таллинка (отправлением около 22 часов) - с опциональной ночевкой в каюте, то есть можно не покидать судно в порту на ночь глядя, а дождаться утра. На борту много ресторанчиков и кафе, неожиданно недорогих, сидеть за столиком можно и ничего не заказывая (а кроме этого, сидячих мест почти нет). Есть дьюти фри (довольно скромный во всем, кроме выпивки). Есть локеры и меееедленный вайфай (это я все рассказываю про Таллинк). Билеты на Таллинк заказываются на русскоязычном сайте.

Шторм был такой, что немаленький (9 палуб, из них 5 автомобильных) корабль швыряло, и по кафе летали банки и посуда. И это при том, что ветер и волна были строго в корму. Кстати, у судна "Стар" автомобильные ворота в корме, но, к счастью, после мегакатастрофы парома "Эстония" над состоянием автомобильных ворот как в порту, так и на судне внимательно следят ("Эстония", вероятно, погибла, когда шторм сломал визор носовых ворот; аналогично, но из-за неплотного закрытия кормовых ворот, погиб в Северном море паром "Гералд оф фри энтерпрайз", на котором пострадала, но выжила моя свойственница). В остальном все было мило и комфортабельно, а в Таллин мы, подгоняемые волной, пришли раньше графика.

6. В Таллине, в отличие от Порвоо, сезон в разгаре, город переполнен туристами, в основном русскими (слышна еще финская, польская и украинская речь). Нам не удалось снять номер ни в одной гостинице или хостеле в Старом городе или рядом, и мы жили в удаленной (20 минут пешком или 2 остановки на трамвае) и "стерильно-экономичной" гостинице "Лиллекюла". Впрочем, зато сэкономили (70 Е за два дня, номер крошечный, но с ванной).

7. Хотя большинство таллинцев понимает русский язык, очень желательно владеть английским хотя бы минимально, так как среди молодежи (в том числе и в нужных местах, вроде отелей или музеев) могут быть не знающие русского совсем. Кроме того, лучше - тактичнее - чтобы на русский перешли по инициативе собеседника. Я инициативно обращался по-русски только к людям, которые при мне уже говорили по-русски. Почти целиком русскоязычны работники ДЕШЕВОЙ части торгового сектора (продмагов и т.п.), водители гортранса и такси.

8. Домой мы уезжали поездом РЖД, причем дополнительным (обычный Таллин-Мск уходит около 16, а этот в 19:40, его назначили по случаю туристического "лома" на праздники). Мы были вдвоем в купе и втроем в вагоне, ничего так, уютно :-) Еще из Таллина в Мск ходит довольно дешевый автобус "Люкс Экспресс" (около 3000), а в Питер - ТОЛЬКО автобусы (хотя основной московский поезд тоже проходит через Питер).

В принципе, это не сложнее, чем съездить на выходные, скажем, в Ярославль-Углич-Мышкин.

Оригинал этого поста по адресу http://taki-net.dreamwidth.org/2546521.html, комментируйте только там, используя OpenID.
Комментарии: comment count unavailable