?

Log in

Что такое наука - что такое академия - За хлеб и вольность!

Aug. 20th, 2016

04:04 pm - Что такое наука - что такое академия

Previous Entry Share Next Entry

Поразительно, но даже гуманитарии (судя, например, по подписям под "письмом академиков") готовы считать, что наука - это вытачивание ракетных дюз и снарядных корпусов.

А наука - это вообще-то про Истину.

И деньги в ней играют роль, но примерно третью, а первую - государственная цензура (в том числе позитивная, в формате заданий и заказов), а вторую - степень включенности направления и науки в целом в мировую, то есть западную науку.

Забвение этого сделало всю кампанию в защиту "нашей академии от ФАНО, нашей школы от ЕГЭ и наших университетов от Болонского процесса" - разновидностью лжи, пусть часто и с лучшими намерениями.

Извините, если кого.

Comments:

(Deleted comment)
From:(Anonymous)
Date:August 20th, 2016 02:03 pm (UTC)

наука отдельно, образование отдельно

(Link)
http://www.kasparov.ru/material.php?id=57B830FF81DC3
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kondybas
Date:August 20th, 2016 01:52 pm (UTC)
(Link)
Возможна ли наука без государственной цензуры в форме заданий и заказов?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:August 20th, 2016 02:06 pm (UTC)
(Link)
У меня не сказано, что это фактор, исключающий науку, у менчя сказано, что этот фактор важнее размера госфинансирования.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kondybas
Date:August 20th, 2016 03:03 pm (UTC)
(Link)
У вас сказано - важнее финансирования вообще, без деления на госфинансы и частные.

Правильно ли я понимаю, что учОные - это такие коровы, которых нужно привести на пастбище, ткнуть носом и затем следить, чтобы они не впадали в транс, а иначе толку не будет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:indraja_rrt
Date:August 20th, 2016 07:18 pm (UTC)
(Link)
В России? То есть, очень долго думала, где в моей и близких областях у нас (не в России) гос. задания и заказы... Они могут иметь значение только в связи с финансированием: иногда государство выдвигает какие-то темы вкупе с ним, кто выиграл конкурс, делает. Но в прошлом году, скажем, там ни одной темы, годной для большей части биомедицинской и смежной сферы. Несколько вопросов скорее к исследователям общества.

А деньги, увы, вот-то уж роль имеют. Что не захочешь делать - а финансирование спрева выиграть надо. Пусть для иной темы, но хоть какое и хоть откуда-то.

Edited at 2016-08-20 07:21 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 20th, 2016 04:27 pm (UTC)
(Link)
Может, ты мне объяснишь, что такое "Болонский процесс" помимо "бакалавров/магистров"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:August 20th, 2016 05:45 pm (UTC)
(Link)
Я знаю только, что он "играет разрушительную роль", мне знакомые академики (2 штуки) рассказывали.

В начале бытования этой страшилки она в основном сводилась к тому, что вместо советского Специалиста Мировая Закулиса велит готовить жалкого бакалавра, которого можно учить 2 года, а не 4-6, как СПЕЦИалиста. По-видимому, также считалось, что специальности, по которым нет точных западных аналогов, обязаны будут убрать из классификатора. Ну и звучит политически красиво - "нас заставляют делать из студентов "болонок".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 20th, 2016 05:57 pm (UTC)
(Link)
Ну так я тоже не понимаю, зачем Специалиста расчленять на Бакалавра и Магистра и что это дает. Про ЕГЭ понимаю, а про это нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
From:yaceya
Date:August 20th, 2016 06:38 pm (UTC)
(Link)
Ну, я умотал когда идея присоединения Украины к этому процессу только продвигалась, поэтому глубоко не скажу (ну и о сложностях исполнения имеющимися людьми могу только по пересказам говорить), но речь вообще в целом в стандартизации национальных систем образования. Это вообще сложная проблема ведь люди умеют работать в той системе, которая уже есть. Деление на бакалавра-мастера подразумевает большую гибкость - кто-то может и не получать мастера (в конце-концов, бакалавр с точки зрения массовости - это уже почти новый школьный диплом), кто-то может доучиться на мастера позже, опять же проще продолжить в другом университете. Причем идея чтобы базовое высшее было 3 года вообще вроде из американской дискуссии пришла (хотя в Штатах так и продолжают жить с четырехлетним колледжем).
Но, в принципе, упор не на то что разделили на бакалавра-мастера, а в том что стандартизируют чтобы диплом университета А страны Б был лучше сопоставим с дипломом университета В страны Г. Для пространства направленного на высокую кооперацию очень полезная штука.
В этом смысле процесс как раз понятней чем чудачества с ЕГЭ, в котором попытались объединить школьный выпускной и вступительный в университет. С ЗНО вроде такой ошибки не сделали, да и обеспечить проведение внешними проверяющими у нас легче.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 20th, 2016 06:54 pm (UTC)
(Link)
Ну не понимаю я. По идее, условная унификация (общеевропейская) должна была бы как-то гарантировать, что заявленный в национальных рамках уровень образования соответствует неким общим стандартам. Так я не понимаю, как разбивка на бакалавров и магистров этому способствует.
(Reply) (Parent) (Thread)
From:yaceya
Date:August 20th, 2016 07:03 pm (UTC)
(Link)
Ещё раз, унификация может быть как с бакалаврами так и без бакалавров. Разбивку на бакалавров выбрали поскольку посчитали что это добавит мобильности. После того как решили что бакалавры будут унификация возможна только с бакалаврами, потому что иначе получится что в одном месте бакалавры есть, а в другом нет.
А бывают и вовсе ситуации когда выбирают один из вообще одинаковых по качеству вариантов. И какой смысл после этого обсуждать почему есть именно этот вариант? Потому что нужно было выбрать вариант и после того как его выбрали он и существует.
Почему наличие бакалавров мешает стандартизации?
p.s. Детали как именно делали выбор (оценивали насколько больше проблем даст какой переход и насколько позитивны примеры систем с бакалавриатом, не говоря уж и о стандартизации с другими системами) - это уже слишком специализированный разговор вроде вопроса почему в России железные дороги сделали шире чем в Европе. Я его точно не в силах поднять. Наверное присмотрелись к опыту США, Британии (с её содружеством), Японии, Южную Кореи, тех же китайцев (забацавших бакалавра по примеру США), индийцев и бразильцев и решили что это неплохой вариант. Да и то что новая система будет чуть более похожа на все эти примеры тоже небольшой элемент стандартизации. Но по большому счету суть процесса именно в стандартизации, а к какому именно варианту - ну к какому пришли после долгих ковыряний, к такому и пришли.

Edited at 2016-08-20 08:02 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:August 20th, 2016 07:03 pm (UTC)
(Link)
Специалиста и не надо (и некоторое число Специалистов сохранено - по тем специальностям, за которые в Германии, скажем, присваивают не Бакалавра, а Дипл.Инж. (скажем, химфак МГУ по некоторым направлениям выпускает специалиста).

Суть (помимо бюрократических заморочек)в том, чтобы разделить поток тех, кому нужно общее образование, но все же высшее и тематически определенное, и собственно узкого специалиста/ученого-исследователя. То есть, за 3-4 года (практически всегда за 4, страшилка не сработала, а жаль, кстати) абитуриент убеждается, "его" это или "не его". Во втором случае он выходит из вуза все же с дипломом и может подкорректировать специальность на стадии выбора магистратуры. Например, в Вышке не редкость магистратура по экономике или компьютерным наукам после бакалавриата на матфаке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 20th, 2016 07:15 pm (UTC)
(Link)
Это все было возможно, да и просто было при старой пятилетней системе. Реформа - дело тяжелое, и для нее нужны веские основания, причем "чтоб было как у них" мне основанием не кажется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:saint_daemon
Date:August 20th, 2016 08:11 pm (UTC)
(Link)
Простите, но вам же ясно говорят не "чтоб было как у них", а "чтоб было как у всех". Вам не нравится реализация - ок, на то есть веские основания. Но только тогда и ставьте вопрос о конкретном варианте реализации, а не о смысле всего процесса как такового.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 20th, 2016 08:18 pm (UTC)
(Link)
Почему? Почему не о смысле процесса?
И что за прелесть в том, чтобы "как у всех"?

Edited at 2016-08-20 08:19 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:saint_daemon
Date:August 20th, 2016 08:23 pm (UTC)
(Link)
Потому что этот смысл уже несколько раз назван.
Потому что глобализация.

Впрочем, никто не запрещает идти своим "особым" путём. Главное последствия такого выбора надо понимать. Вон, в КНДР тоже люди живут, не жалуются. Строго с опорой на свои силы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 20th, 2016 08:30 pm (UTC)
(Link)
Послушайте, причем тут глобализация, а?
В Британии, скажем, конституции нету, прецедентное право, неметрическая система и левостороннее движение. И что? Это ей сильно мешает глобализироваться? А отдельные краны для холодной и горячей воды?


Edited at 2016-08-20 08:31 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:saint_daemon
Date:August 20th, 2016 08:50 pm (UTC)
(Link)
Вообще-то, да. Довольно сильно мешает. Хотя местами и помогает (в части права), но это временно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 20th, 2016 09:11 pm (UTC)
(Link)
Понятно. Тогда я, пожалуй, антиглобалист. Глобализм в Вашем изводе мне не нравится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:saint_daemon
Date:August 20th, 2016 09:27 pm (UTC)
(Link)
Имеете право, да.
Напоследок разве что уточню - я подразумевал строго государственные нормы и стандарты. Что же касается личных предпочтений (включая конфигурацию водопроводных кранов), то они как раз на процесс практически не влияют, и останутся разными даже у ближайших соседей и через тыщу лет на политически объединённой Земле.
(Reply) (Parent) (Thread)
From:yaceya
Date:August 21st, 2016 03:24 pm (UTC)
(Link)
Уточню что болонский процесс на глобализацию только искоса поглядывал (типа "как оно там в других странах получается?"), сам болонский процесс в первую очередь касается объединения Европы.
А водопроводные краны и левостороннее движение не аналогичны стандартизированным дипломам: водопроводный кран в принципе редко решает продолжить свою карьеру в другой стране. Да и левосторонне ездящий британец не продолжает ездить по левой стороне выехав в Европу.
В условиях мобильного абитуриента (и возможности бороться за иностранных студентов) сознательно ограничивать же сферу применимости своего диплома отказываясь от некоторой стандартизации - это удар в первую очередь по своей же системе образования.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:leonid8
Date:August 22nd, 2016 02:50 am (UTC)
(Link)
В Британии ... неметрическая система ...

В Британии давным давно в промышленности метрическая система.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aka_author
Date:August 20th, 2016 10:25 pm (UTC)
(Link)
Насколько я понимаю, это ради конвертируемости студентов. Допустим, я бакалавра получаю в Москве, а потом еду в Гейдельберг еще на два года.
(Reply) (Parent) (Thread)
From:anonim_legion
Date:August 21st, 2016 11:31 am (UTC)
(Link)
(тянет руку)
Можно я, можно я поясню?

Грубо говоря, в советские годы выпускали 10% специалистов с дипломами и 90% трудящихся. В постсоветское время специалистов стало 50%, только большая часть из них - липовая. Не равны, и не будут равны дипломы СКСиТ (социально-культурный сервис и туризм) и какого-нибудь физфака, или прикладной математики.

Всеобщее высшее образование - это как "давайте сделаем так, чтобы у всех зарплата была выше средней". Невозможно. Можно сделать так, чтобы некие курсы и семинары были доступны для прослушивания всем. А звания-то одинаковые зачем давать всем подряд?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:messala
Date:August 21st, 2016 03:14 pm (UTC)
(Link)
Так СКСиТ теперь ровно так же выпускает бакалавров и магистров, как и физфак.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:the_aaa13
Date:August 20th, 2016 09:23 pm (UTC)
(Link)
Болонский процесс это попытка добиться того, чтобы можно было начать образование в одной стране, а закончить его в другой.

В виду различия и полной удивительности образовательных систем разных стран, внутри этого процесса существует несметное количество разной бюрократической деятельности.

Edited at 2016-08-20 09:25 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)