Весенняя поездка в Каппадокию с Машей (5) - За хлеб и вольность!

May. 11th, 2013

10:00 pm - Весенняя поездка в Каппадокию с Машей (5)

(начало: 1, 2, 3, 4)

Начинался последний день в Каппадокии, завтра в 12:40 был самолет из Анкары в Москву. Я забыл сказать, что сперва мы отложили вопрос о том, когда и как мы возвращаемся в Анкару. Вариантов два:
(1) Экономный: автобус в 1 час ночи, ночь в пути (как по дороге сюда), утро гуляем по Анкаре, потом на самолет, где падаем без сил.

(2) Немазохичный: автобус в 17:30 (в Анкаре в 23:00), ночуем в отеле, встаем раненько-раненько, далее по прежней программе.

Выбрали, конечно, второй, и вчера сперва забронировали за 48 е номер в отеле Сахинбей (примерно посередине между храмом Ромула Августа и Музеем Анатолийских цивилизапций - см. завтрашний пост), а также купили билеты на автобус, для разнообразия не через инет, а прямо в офисе на отогаре. Оказалось, не зря купили - день билеты на вечерний автобус в воскресенье уже стремительно заканчивались, оставалось немного.

Но тут возникла еще одна закавыка - у нас на сегодня тоже был заказан дейли тур, с окончанием в 17:00, за полчаса до автобуса. А ну как накладка? Менеждеры отеля нас уверили, что все будет ОК, я все равно высчитывал, как мы будем догонять автобус на такси или отельном лимузине, но не понадобилось, таки да приехали в отель аккурат в 16:59. Прямо как будто не Восток.

Тур наш был по местам мне доселе неизвестным и труднодостижимым иным путем - бывшему (до 1923 года) греческому городу Синанос (ныне гордо носящему имя Ордена Ленина Ульяновск имени Ильича Мустафапаша - в честь настоящего имени Ататюрка), по раскопкам свежеоткрытого античного городища Собессос, долине Соанлы, гигантскому подземному городу Деринкую.

Про Мустафапаша я слышал, что там дух "мертвого города" очень силен - мне показалось, что он постепенно преодолевается, все больше брошенных и полуразрушенных домов ремонтируются, реставрируются, и к 100-летию великой депортации произойдет то, что почти сразу случилось в каппадокийских городках, переживших большую, но не 100-процентную смену населения - прикипание новых жителей к новой для них земле (в других местах это прошло легче, потому что большая часть новых жителей были переселенцы из Греции, для которых быт этот, эти занятия были нечужды, например, они были готовы заняться виноделием, а не рубить виноградники; в Синаносе - не срослось).

Вообще нашего нового гида донимали острыми-жгучими политвопросами куда круче, да он и сам не особо сдерживался (благо был наполовину курдом). Но, в общем, не поссорились.

Раскопки городища Собессос - сравнительно недалеко; немаленький город открыт случайно, в 2005 году крестьянином, никаких письменных источников об этом городе нет. Раскопаны термы, храм, дом собраний, много другого. Раскопки ведет Невшехирский областной музей, до недавнего времени нельзя было ничего фоткать, с этого года - можно (без вспышки, но она и не нужна).

Кстати, о крестьянах и их картофельных полях, скрывающих античные термы и колонны. Заметно, что каппадокийские крестьяне живут довольно зажиточно, причем это процесс динамический. Так, 9/10 домов построены в последние 7-8 лет (судя по конструкции), а больше половины - в последние года два (судя по нетронутой стихиями краске и штукатурке). Конструкция довольно типовая, дома двухэтажные, площадью каждого этажа около 120-150 квадратов, первый этаж, вероятно, в основном технический (большие гаражи, склады, мастерские, кухни, постирочные...) Популярна облицовка яркой крупной плиткой. На этом фоне оставшиеся 10 процентов "избушек" показывают динамику процесса. Мы спросили гида об этом, и он рассказал довольно подробно. По его словам, в основном в Каппадокии растят картошку (добавлю, что крестьянские поля оснащены пластиковыми воздуховодами для продувки картошки при уборке урожая - я сам наблюдал, как это делается осенью), причем с определенного момента фермеры и кооперативы перестали иметь дело с оптовиками-заготовителями и стали хранить и обрабатывать урожай сами - буквально на каждом
гектаре есть подземная пещера, или ее можно найти, или отрыть и сформировать; там бесплатно держится круглый год температура около 8 градусов. Так что весь урожай Каппадокии хранится в ней же до времени поставки в магазин. Но пещер больше, чем картошки, и крестьяне осваивают бизнес по хранению и доработке чужого урожая - так, страна становиться основным местом хранения и дозревания урожая цитрусовых с Эгейского региона.

Ну вот, доехали до долины Соанлы (Soganli). Тут - тоже ни на что непохожая долина, уже совсем последнее прибежище для гонимых, тут можно увидеть церковь, спрятанную под церковью (верхнюю сожгут, а нижнюю, скрытую, не найдут). И геология совсем не похожая ни на Гёреме, ни на Ыхлару.

Тут, в деревне Соанлы, мы и пообедали. Вчера, в Белисырме, мы обедали у профессиональных рестораторов, которые при расширении потока машин и автобусов поднанимают персонал и тренируют его; тут же поток туристов (небольшой, на самом деле, но все же поток) обрушился на сонную деревушку, в которой даже площадь перед сельским рестораном была немощенная. Туда еще не пришел проф-бизнес (кроме строительного), и на обслуживание потока горожан и иностранцев переключились местные - родственники бывших работников и владельцев ресторанчика. Бабульки в платочках, дедушки в клетчатых рубахах, все сбиваются с ног, накладка на накладке (мелкие в основном). Но как всегда вкусно и сытно.

Осталось посетить подземный город Деринкую -я про него уже осенью писал. 8-11 этажный человеческий муравейник на 20-30 тыс. человек, с некоторым количеством скота, с подземными винодельнями, церквями и агорой (!), соединенный тоннелем в 10 км с соседним, тоже немаленьким подземным городом Каймаклы - а строилось это богатство еще с хеттов, достигнув максимума в 13 веке. Впрочем, от османов не уберегло - когда новая власть приходит насовсем, под землей не отсидишься.

Как я уже говорил, тут закончился вовремя, нам в отеле дали лимузин, чтобы проехать 400 метров вниз до отогара, и мы уселись ждать шаттл (по-турецки servis) до Невшехира. И вот тут я понял, что "вечер уикенда" он и в турецкой провинции, не только в русской - настоящее бедствие. "Сервис" приехал - уже заполненный, мы-то сели, а человек 8 нет, то есть, кто-то сел на колени другим пассажирам, а кто-то так и стоял в проходе (это тут я машинально обратился по-русски к незнакомой даме "садитесь, пожалуйста" по-русски и получил в ответ "спасибо, я постою"). Но от Невшехира поехали хорошо, с интернетом из воздуха, с чаем и кексами от стюардессы (стюардесса, кстати, не знала английского, но очень креативно, скажем, объяснила мне на стоянке, что "стоянка 30 минут").

В 23 были в Анкаре, без минут полночь - на метро Улус, а вот как дойти до отеля - я не знал и решил ловить такси. Первое такси отказалось везти, второе повезло - ларчик просто открывался, навигатор у человека был. 5 минут, 5 лир и мы в отеле. В момент оформились, спросили пароль к вайфаю, получили пароль и заодно кабель эзернет, на случай если "ну вы понимаете, вайфай не всегда работает хорошо", помылись, чаю из кипятильника и с остатками каппадокийского хлеба и сыра - и спать. Завтра встаем к началу завтрака, к 7 часам.

(окончание следует)

Comments:

From:ymblanter
Date:May 12th, 2013 10:09 am (UTC)
(Link)
А что такое произошло, что туристический поток в одночасье увеличился в несколько раз? Что-то октрыли, что раньше было закрыто?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:taki_net
Date:May 12th, 2013 10:33 am (UTC)
(Link)
Я думаю, сочетание информационного эффекта - малоизвестная достопримечательность постепенно раскручивается, и тут произошел какой-то важный прорыв (не знаю, например, публикация в каком-то значимом путеводителе); может, подремонтировали дорогу.

Плюс, как я понимаю, массовый туризм в Каппадокии - это "пакетные туры". До недавнего времени долина Соанлы лежала сильно вбок, ЧЕРЕЗ нее никуда нельзя было попасть, то есть это был крюк дважды по 35 км от Деринкую (который как раз лежит на магистральном шоссе, на которое навешено много достопримечательностей). Стремительное развитие раскопок Собессос (напоминаю, что научные работы начались в сезон 2006, то есть в товарный вид это привели не раньше 2010) позволяет выстроить теперь кольцевой, а не радиальный маршрут в Соанлы для составителей пакетных туров.

То есть, Соанлы сама по себе недостаточно привлекательная точка для пакетников, а в связке Мустафапаша-Собессос-Соанлы-Деринкую - жемчужина. Такой кумулятивный эффект.