Весенняя поездка в Каппадокию с Машей (2) - За хлеб и вольность!

May. 9th, 2013

02:03 pm - Весенняя поездка в Каппадокию с Машей (2)

(начало)

Итак, после завтрака в "Келебеке" (чрезвычайно обильный шведский стол, с той особенностью, что всю еду и холодные напитки берешь сам, а чай или кофе наливают только официанты; причин такой особенности не знаю), мы отвергли уговоры менеджера воспользоваться их машиной, спустились по очень крутой короткой уложенной брусчаткой улочке и оказались в центре деревни. Я показал Маше местную диковину - деревенский учебно-тренировочный подземный переход (облицованный декоративным камнем тоннель под улицей с трафиком одна машина в 2-3 минуты, выходящий одним концом в школьный двор - чтобы приучить к городской дисциплине детей, которым сейчас эта дисциплина без надобности) - и тут заметил изменение в местном пейзаже по сравнению с осенью: в переулке возле школы открылся первый в деревне супермаркет (сети Bim). Мы им потом не раз воспользовались. Но наш путь пока лежит вдоль бесчисленных сувенирных и ковровых лавочек вдоль главной улицы, до круто отворачивающей вправо, на восток Музейной улицы (Muze caddesi). Практически сразу "крепостная" (стена к стене) застройка восточной деревни заканчивается, начинаются лужайки, выпасы для коней, голубятни в скалах высотой с пятиэтажный дом. И море цветущей глицинии.

Минут через 10 примечаю поворот в долину Zemi (указатель с фигуркой туриста с рюкзаком и палкой) - по осени помню, что там совсем близко (о как обманула меня память... или погода - есть огромная разница, пройти ли 2 км с подъемом на 100 м бодрящим осенним вечером или под палящим майским солнцем) церковь El Nazar, решаем зайти на обратном пути.

Еще один довольно крутой подъем, минут пять - и мы у кассового блока Гёремского Музея под открытым небом. Еще только полдесятого, но на подъездной дорожке уже больше десятка огромных автобусов, и с дороге слышен надсадный вой лезущих в гору новых. Часам к 12 в музее будет вообще не протолкнуться, но пока что все терпимо.

Музей - это территория примерно 300*400 метров на одном из "берегов" долины, где располагаются около 20 пещерных церквей (их в долине гораздо больше, но в музейную часть включены только хоть как-то отреставрированные или хотя бы укрепленные). Более чем в десятке сохранились (от "почти прилично" до "следового состояния") фрески.

Местные церкви - это либо пещеры, сделанные в вертикальной стене, с соблюдением, насколько позволяет геология, православных канонов архитектуры, либо еще более интересный вариант: берется коническая гора (то, что составляет особенность Каппадокии - peribacas, "камин фей") и вся ее серединка выдалбливается, и внутри создается пустота в форме канонического церковного здания. Во втором случае у церкви даже есть окна.

Тут глава из путеводителя про музей: http://cappadocia-elenatruva.ru/otkrytyj-muzej-goreme-open-air-museum.html

На обратном пути, как я уже говорил, мы попытались дойти, по указателю "Земи", до церкви Эль-Назар, и дошли, но едва на последнем подъеме не окочурились (на самом деле бессонная ночь сказывалась, плюс еще в музее допили воду, а новую не сообразили купить - вот-вот в деревне же будем). На крутой бетонной лестнице к церковным дверям (вход на высоте метров 12) стоял смотритель и ехидно ухмылялся, как нам показалось. А на двери висел огромный ржавый замок. Да, церковь как раз в форме конической горы, выделанной изнутри, и внутри прекрасные росписи. Пока мы карабкались, подошла еще группа французов, тоже вымотанных, мы все посидели немного в тени конуса, потом смотритель отпер дверь, собрал по 5 ьлир, выписал квитанции, и мы пошли смотреть.

Обратная дорога, почти вся вниз, была легче и приятнее, после визита в Бим за водой, айраном и еще кое-какими вкусностями, и в лавку "Кёшкер маркет" (напротив Большой мечети) за апельсинами, помидорами и огурцами мы зарулили в уже освободившийся и убранный номер. Из последних сил мы добрели до ресторана и попросили ланч (несказанно удивив персонал). Ланч подали, он был довольно вкусен, но, кажется, очень дорог (плату приписали к общему счету, который я куда-то подевал не читая, должно быть, лир 50-60).

Пока шли 10 метров до номера, мучала мысль - мыться перед сном или... не помню, как поступили, но заснули мгновенно, как коснулись простыни.

(Кстати, несмотря на жару, никакого кондиционера в номере не было, и он был не нужен - такова тепловая инерция местного камня; потом я еще расскажу интересное про это "бесплатное кондиционирование - как оказалось, целую отрасль местной экономики).

Проспали мы до 6-го часа вечера, торопливо перекусили айранчиком из прохладной каменной ниши в стене и почесали опять вниз, на автостанцию (Otogar). Пока мы спали, прошла сухая гроза, но казалось, что дождя и не будет. По моим расчетам, на автобусе в 18 часов мы доезжали до начала долины Балыдере (Baglidere), часть которой (ближняя к Гёреме) рекламируется как "Долина Любви" и за полтора часа, остающиеся до заката солнца, успевали пройти 4-6 км по этой долине, почти все время слегка вниз, по неутомительной тропе, мимо перибаджасов в форме эрегированных... (в честь чего неофициальное название долины), и выйти прямо к нашей деревне. Отличное, нетрудное завершение дня.

Нам был нужен автобус Гёреме-Невшехир, который ходит то ли каждый целый час, то ли раз в полчаса. В общем, в 18 часов он есть. Ехать до ближайшей соседней деревни Учхисар, а точнее, надо попросить остановить возле "Ёзлер шоп" (большого магазина поделок из оникса, на въезде в деревню). Все бы ничего, но мы уселись в середине салона, а потом автобус набился как в Москве в час пик: в проходе стояли плечо к плечу, на удобных сидячих местах, а именно на ступеньках и подножке сидели "женщины с детьми и граждане пожилого возраста"... но, к счастью, оказалось, что есть кондуктор, который как-то проталкивается и обилечивает; после внесения платы и передачи просьбы "плиз, стоп ниар Ёзлер шоп" - он все взял на себя, сработала безграничная толерантность и кооперативность турок, и нас передали на выход. Сеньк ю! Хэв э найс дэй!

Мимо ониксового магазина идет автомобильная дорога в сторону долины - сперва бетонированная, потом просто грунтовка. Важно с нее не сворачивать, и примерно через 1 км она приведет к удобному спуску в долину. Мы один раз на развилке свернули не по указателю, а туда, куда казалось ближе - пришлось чуть-чуть вернуться. Перед спуском в долину обернулись - на фоне черного грозового неба нас провожала громада Учхисарской крепости, самой высокой точки Каппадокии.

Долина Балыдере наших ожиданий не обманула - каньон с полуотвесными (45-60 градусов) стенками, внизу - ложе реки, весенняя растительность, соловьи, вершины горочек подсвечиваются сквозь тучи заходящим солнцем - лепота. Речка ушла в песок, так что можно идти прямо по руслу, а не по берегу. В паре мест русло ныряет под землю, в одном из таких мы нырнули за ним и прошли под землей метров 20 - тоннель был высокий, но узкий, голову нагибать не надо, а вот идти местами боком.

Все было прекрасно, но - я просчитался со временем (переоценил скорость движения, недооценил извилистость пути), и примерно за последней трети пути, как раз напротив 30-метровых фаллосов, после 10-минутных сумерек упала южная ночь, усугубленная темными, хотя и рваными тучами. Правда, в этот момент песчаная тропинка по дну реки сменилась печаной же дорогой со следами автошин, почти сразу вывернула из русла на склон долины (в нижней ее части, у впадения в бо'льшую долину уже совсем пологий) и оделась старым потрескавшимся асфальтом - а через полкилометра вливалась, как я помнил, в автостраду. Так что мы даже фонарь ни разу не зажгли. По автостраде оставалось пилить километра 2 (как оказалось, поменьше), но мы эмоционально устали, темнота давила, и мы почти не шли,а в основном голосовали. Минут через 15 примерно 5-я по счету машина нас подобрала и через минуту мы были в центре Гёреме, среди огней ресторанов, магазинов и отелей.

Ужинать мы не стали, упали в постель так. Закончился первый, очень длинный день в Гёреме.

(продолжение следует) (фото будут отдельным постом)

Comments:

[User Picture]
From:notabler
Date:May 9th, 2013 04:23 pm (UTC)
(Link)
Отличный рассказ. Но фоток хочется :)